Опубликовано 2025-03-21

Гибриды волков. Часть вторая: что нужно делать, чтобы решить проблему?

Павел Пашков
Поддержать

В первой части материала мы с вами подробно обсудили ситуацию с волкособами — гибридами волков и собак в дикой природе. Они существуют — явление действительно опасное! И спровоцировано оно именно дефективной работой системы управления в стране, которая допускает фактическое истребление настоящих диких волков и ни в какую не хочет решать проблемы с бездомными собаками, которые после и скрещиваются с волками.


Теперь давайте с вами разберёмся в том, как реально должна решаться эта проблема!


Итак, главная угроза – утрата настоящего дикого волка во всех смыслах: генетическом, экологическом и как объекта природного и культурного наследия. Да, да: Русский Волк – это ещё и символ дикой природы нашей страны. И допустить его подмену “одичавшей собакой” означает необратимо обеднить не только биоразнообразие, но и утратить нечто большее. Для меня лично это означает утрату некоторых внутренних ориентиров. Утрату “системы координат“, в которой мы определяем, что такое “хорошо“ и что такое “плохо“.


Заповедники и заповедное дело в нашей стране, в других странах и территориях или в целом на планете Земля имеют внутренний духовный аспект. Древний Лес – это подлинный Храм. Определённый эталон истинной ценности. Я думаю, об этом важно помнить всегда. Кроме задач практичных и сугубо утилитарных. Стратегически нет задачи сохранить волка – есть задача сохранить последние целостные экосистемы, которые мы ещё безвозвратно не повредили.


Замещение волкособами волков – процесс недавний и не окончательный. Безвозвратной такая гибридизация стала пока только на некоторых территориях. В Европе, в Северной Америке, но не у нас в стране. Пока не поздно можно сделать выводы и определить стратегию сохранения. Нет, не волков, а малонарушенных природных территорий, которые пока ещё есть. И вытеснение сворами волкособов волчьих стай – это симптом, это показатель деградации природных экосистем. Только так, рассматривая систему в целом, и необходимо выстраивать стратегию и действовать.


Посмотрите СВЕРХУ, С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ БОЛЬШОЙ ЖИВОЙ СИСТЕМЫ, что происходит:


  1. Волчьи стаи эффективно адаптированы под большие пространства ареала обитания.


  2. Территории кочёвок волчьих стай сокращаются. Вырубки расширяются. А последние годы к ним прибавляются разрастающиеся частные охотугодья и туркластеры в некогда отдалённых регионах.


  3. Трофейная охота как лишает волка пищи, так и разбивает волчьи стаи. Первыми уничтожаются матёрые вожаки. Больше некому становится передавать молодым волкам опыт коллективной охоты.


  4. Срабатывают внутренние защитные механизмы: рождается больше щенков, и количество новорождённых самок доходит среди них до 80%.


  5. Молодые волки-одиночки и малые группы волков, которые больше нельзя назвать стаей, расходятся на большие расстояния. Неизбежно многие из них выходят к населённым пунктам. Волчицы, количество которых доходит до 80%, спариваются со случайными самцами, в том числе и с псами (кобелями).


  6. Наиболее удачливые (выжившие) группы таких гибридов волков с собаками (волкособов) образуют устойчивые социальные группы. Это уже не стаи волков с жёсткой иерархией и дисциплиной, а меньшие по размеру своры. Похожие больше на одичавших собак или шакалов. Меньшие по количеству группы могут питаться на меньшей территории. Они осваивают антропогенные ландшафты, больше не боятся людей и питаются, в том числе, и на свалках рядом с человеком.

В целом, СИСТЕМНО, мы видим на практике пример эффективной адаптации хищных млекопитающих семейства псовых к меняющимся условиям внешней среды, а также пример происходящего видообразования.


В мозаичных остатках природных экосистем, перемешанных с антропогенными ландшафтами, маленькие группы волкособов, способных питаться всем, чем угодно — от мусора со свалок до крупных животных, как в дикой природе, так и среди поселений людей, — оказываются наиболее эффективными. Волкособы занимают промежуточную экологическую нишу между синантропными (зависимыми от человека) популяциями бродячих собак и дикими волками. И из этой промежуточной экологической ниши начинают расширять свои владения, вытесняя настоящих волков и заходя в населённые пункты на территорию более слабых бродячих собак.


Можно ли решить такую проблему, уничтожая волков, волкособов или собак? Однозначно нет, так как проблема носит СИСТЕМНЫЙ характер! Соответственно, и стратегическое решение может носить только СИСТЕМНЫЙ характер.


Суть в том, что нужны разные действия в отношении волчьих стай, формирующихся в отдельный биологический вид волкособов, и бродячих собак. Я уже писал, что у нас три проблемы, а не одна: волки, собаки и гибридизация волков с собаками. Точно так же нужно и три разных подхода к решению проблем. При этом все действия должны быть объединены в общую стратегию и синхронизированы.


И «отстрелять» здесь точно не вариант! Нам, людям, пора вырасти до уровня управления сложными системами. Как работает вариант «отстрелять вредителей» — достаточно посмотреть исторически. Работает такой вариант никак. Только ещё больше вносит дисбаланс в систему и создаёт новые и новые проблемы. «Классика жанра» — это Китайская «война с воробьями» периода маоизма или Австралийская «война с одичавшими кошками», плавно переходящая в «войну с расплодившимися мышками из-за того, что перебили всех кошек».


Поэтому давайте с вами сейчас для себя подчеркнём (и желательно передадим наверх — чиновникам), крупным шрифтом: ПЕРВОЕ ЧТО НЕОБХОДИМО СДЕЛАТЬ — ОСТАНОВИТЬ ВСЕ МАССОВЫЕ УБИЙСТВА.


Мы видим, как «эффективные менеджеры», занимающие высокие должности, вводят следующие программы по всей стране:


— Уничтожение популяций настоящих диких волков

— Уничтожение бродячих собак

— И новое явление прямо сейчас: уничтожение промежуточного гибрида


Таким образом проблема только усугубляется! Чиновники, в своих решениях, ведут себя точно так же, как свора гибридов в дикой природе, которая совершенно не понимает, что творит. И если волкособа понять можно — он не может найти себе место ни среди человека, ни среди дикой природы, то чиновники являются прежде всего людьми, с возможностью осознавать последствия от принимаемых решений.


Итак! Я обещал соратникам представить видение того, как именно нужно решать данную проблему. Мне неизвестно, что в головах у тех «ответственных лиц», которые принимают решения об истреблении всех подряд! Я могу говорить только сам за себя.


ЗАДАЧА ПЕРВАЯ: ОСТАНОВИТЬ МАССОВЫЕ РАССТРЕЛЫ


Немедленно остановить уничтожение бездомных собак, расстрелы гибридов и волков в дикой природе. Сейчас никто не разбирается в том, кого видят перед собой: собаку, гибрида или волка! Просто без разбора убивают всех подряд.


Поэтому я бы ввёл законодательный ФЕДЕРАЛЬНЫЙ запрет на истребление волков и собак, а также создал межведомственную комиссию при Минприроды РФ с другими ведомствами, которая будет координировать действия регионов и выдавать разрешения исключительно на точечные меры регулирования. Например, когда необходимо изъять из природы конкретную особь (или стаю) гибридов, которые стали прямой угрозой жизни людей!


Всё остальное, федеральным приказом, остановить! Особенно выдачу премий за отстрел волков в регионах, когда деньги просто массово «отмывают» из бюджета.


Эти меры позволили бы оперативно прекратить уничтожение последних диких волков и обезопасить собак от стихийного отстрела.


ЗАДАЧА ВТОРАЯ: ЗАПУСТИТЬ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ПРИЮТЫ


Бездомные собаки — являются фундаментом гибридизации: именно из таких «лесо-окраинных» групп идёт приток собачьей крови к волкам. Необходимо устранить источник гибридизации, сделать это можно путём системной работы с популяцией бродячих собак!


Поэтому федеральное правительство должно запустить программу строительства и модернизации приютов в каждом регионе России. Как минимум один крупный центр + сеть мелких филиалов по городам.


Я бы обязал ввести единый государственный стандарт, а все частные приюты перевести под контроль правительства. Им не придётся больше искать средства на существование, всё это должно обеспечиваться государством с официальным трудоустройством всех сотрудников приютов!


Должны быть созданы и единые стандарты содержания животных:


  • Обязательная стерилизация животных, не предназначенных для племенного разведения.
  • Ветеринарная диагностика (вакцинация, профилактика бешенства и других заболеваний).
  • Адаптация, социализация и передача в добрые руки.

Для последнего пункта должна быть запущена всероссийская программа «По собаке в каждый дом» — с поощрением тех граждан, кто берёт собак из приютов в семьи.


ЗАДАЧА ТРЕТЬЯ: СПЕЦЦЕНТРЫ ДЛЯ ГИБРИДОВ


Волкособам требуются особые условия содержания и более сложная экспертиза. Более того, часть из них может быть возвращена в среду обитания после стерилизации, остальные — нет.


Поэтому на федеральном уровне специальные центры по работе с волкособами должны быть созданы на базе ведущих зоопарков или региональных центров реабилитации диких животных. Должна быть обеспечена обязательная генетическая экспертиза при поступлении особей, чтобы можно было подтвердить гибридный статус и выявить процент «волчьей крови».


Также должны быть разработаны регламенты для отслеживания животных, которые могут быть чипированы и выпущены в дикую природу после стерилизации (если риск для людей минимальный). Либо, в случае крайней гибридизации, помещать в условиях защищённого вольера (по типу заповедных парков, со свободным большим выгулом) для пожизненного содержания. Но только в случае высокой агрессии или иных рисков!

 

ЗАДАЧА ЧЕТВЁРТАЯ: ЗАПУСК ПРОГРАММЫ В ЗАЩИТУ ВОЛКОВ


В срочном порядке запустить государственную программу по защите волков. Необходимо организовать генетическое тестирование волчьих популяций в регионах, чтобы составить «генетическую карту» локальных группировок и выявить, где уже высокий процент гибридов.


В этот же момент ввести запрет охоты на волков, чтобы не разрушать стаи и не провоцировать волчиц на спаривание с собаками. Ввести дифференцированные квоты на отстрел ТОЛЬКО В СИТУАЦИЯХ ЯВНОЙ УГРОЗЫ ЧЕЛОВЕКУ и исключительно после подтверждения, что данная особь представляет реальную опасность.


На базу программы по защите волков — запустить подпрограмму реинтродукции и сохранения «чистых линий». То есть если в отдельных регионах процент гибридов критически высок, возможно создание «племенных» групп волков с генетически подтверждённой чистотой, которые будут содержаться в полувольных условиях и после выпускаться обратно в природу.


Такие проекты уже действуют в США по Красному волку, правда, запустили они их слишком поздно. И теперь не способны вернуть утраченный вид!


Соответственно, в рамках данной федеральной программы по защите волков в России — необходимо изымать гибриды из дикой природы, после чего направлять в специальные центры. А в случае если они включены в действующие «чистые» стаи, следует проводить стерилизацию гибридов и выпускать обратно. Это позволит поддержать волчью стаю (не разрушать её), но при этом защитить её от дальнейшего разрушения генов.


ЗАДАЧА ПЯТАЯ: ЗАПРЕТ НА РАЗВЕДЕНИЕ ВОЛКОСОБОВ


Я бы ввёл полный запрет на федеральном уровне с уголовной ответственностью за разведение волкособов в стране. Сегодня гибридов создают специально ради продажи в частные руки под брендом «Владейте личным волком»! Из-за волчьих генов в полученных «экзотических особях» в дальнейшем появляются конфликты с человеком, что приводит к тому, что люди просто выбрасывают гибридов на улицу.


Нужно понимать, что распространение гибридов — ОПАСНО ДЛЯ ДИКОЙ ПРИРОДЫ, и поэтому законодательно должны быть установлены соответствующие запреты.


Грубо говоря, никому же не придёт в голову проводить генетические опыты, скрещивая медведей и бобров? Или играть с геномом лисиц, скрещивая их в лабораторных условиях с зайцем, ради дальнейшей продажи в качестве «экзотики»?


Так вот моя позиция категорическая — законодательно ввести запрет на скрещивание волков и собак. А также принудительно стерилизовать «домашних» гибридов, если нет специальных сертифицированных разрешений! В редких случаях это может быть допустимо.


ЗАДАЧА ШЕСТАЯ: КОНТРОЛЬ ЗА ДОМАШНИМИ СОБАКАМИ


Отсутствие контроля и государственных программ за бродячими собаками — это вина системы управления, тех «ответственных лиц», которые принимают решения, занимая высокие должности. А вот выброшенные на улицы собаки — тому виной сами люди, которые постоянно берут собак, играются с ними и выбрасывают на улицу.


Поэтому на федеральном уровне я бы ввёл:


  • Обязательную регистрацию и чипирование всех собак. Больше это НЕ ИГРУШКИ! Завели собаку? Будьте добры привыкать к ответственности.
  • Запрет на свободный выгул без присмотра.

Всё это должно сопровождаться жёсткими штрафами и реальной ответственностью. Если семья купила щенка для ребёнка, а когда ему наскучило — выбросили на улицу, в этом случае НЕОБХОДИМО реагировать законодательно.


ЗАДАЧА СЕДЬМАЯ: ПРОСВЕЩЕНИЕ


Запустить государственные и региональные программы, направленные на массовое просвещение общества, объяснять опасность гибридов для экосистем и человека. Обязательно устранять миф (я уже столкнулся с ним в головах людей), что гибрид «лучше» чистого волка или «лучше» собаки. Формирование у общества понимания, что волк — ценный и самодостаточный вид в дикой природе, а собака — компаньон человека, и их стихийное смешение ведёт к катастрофическим последствиям.


Необходимо заново ОБЕЛИТЬ ОБРАЗ ВОЛКА — как санитара дикой природы, а не врага человека. А в обществе нужно пропагандировать ответственное отношение к питомцам.

 

СКОЛЬКО ПОНАДОБИТСЯ ВРЕМЕНИ?


Прямо «завтра» убрать всех гибридов из дикой природы, даже при неограниченном бюджете и полной поддержке государства, невозможно. Как и изменить мышление общества, а также перестроить систему управления!


Но реально, изучая годами проблему, я могу сказать, что это вполне можно реализовать в течение 5–10 лет. Тогда как за 15–20 лет будет полностью решена проблема гибридизации волков с собаками, будут восстановлены настоящие ДИКИЕ СТАИ волков и решена проблема с бродячими собаками в стране.


Мы воспитаем в обществе гуманность и любовь к природе, расширим горизонты знаний! Сможем защитить волков, гибридов и уличных собак от тотальных расстрелов, которые уже сейчас проводят наши власти.


А сейчас животные в опасности! В реальной опасности:


  • НАСТОЯЩИЕ ВОЛЧЬИ СТАИ ВЫМИРАЮТ, МЫ ТЕРЯЕМ ГЕНОТИП РУССКОГО ВОЛКА


  • БРОДЯЧИХ СОБАК УЖЕ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ СТАЛИ ПРОСТО УНИЧТОЖАТЬ


  • В РЕГИОНАХ СТАЛИ ВНОСИТЬ ГИБРИДОВ В ОХОТНИЧЬИ РЕСУРСЫ И УЖЕ ВЕДУТ ИХ УНИЧТОЖЕНИЕ

Таким образом, всё «решение» чиновников сводится к тому, чтобы просто уничтожить всех. И никто даже не пытается оценить те последствия, к которым приведут эти отвратительные меры.


Обязательно: 


© ПАВЕЛ ПАШКОВ


Поддержите борьбу!

Без вашей поддержки продолжать деятельность практически невозможно! Самое сложное в наше время - оставаться независимым от власти и бизнеса! Все проекты ведутся собственными силами. Встаньте рядом и поддержите нашу Миссию по защите дикой природы.

Хочу поддержать!
Концепция ТПЭС

В мире идет шестое массовое вымирание видов, люди истребили до 73% животных, при этом проблемы никак не решаются. Мы предлагаем решение — Концепция Территорий полного экологического спокойствия. Изучите Концепцию и становитесь частью нашей борьбы!

Изучить Концепцию
Поделитесь материалом!
Поиск материалов