Опубликовано 2025-11-18

«Предательство национальных интересов» — сибирские реки хотят повернуть в Узбекистан, Казахстан и Китай

Павел Пашков
Поддержать

Может, я чего-то не понимаю? Вот скажите мне, соратники, простые же вещи: есть природное достояние нашей страны, мы получили его в наследство от наших отцов и матерей, а дальше должны передать детям да внукам. На нашей земле есть великие, могучие реки, которые несут воду, вскармливают экосистемы! Благодаря этим водным артериям жизнь может существовать. Любые малейшие изменения в уровне воды приводят к катастрофам, высыханию лесов, аномальным пожарам. Меньше урожаев в дикой природе, сокращается кормовая база, гибнут речные обитатели.


Словно артерии в нашем собственном организме — сделайте кровь более густой, сердце рано или поздно остановится. Лишь изменится густота крови — ждите тромбозы и многочисленные сбои по всему организму. Пустите воздух по венам или осушите их полностью — тоже умрёте. Банальные, наверное, вещи, говорю.


Так почему эти банальные вещи не могут понять наши чиновники-бюрократы, усердно ищущие способы скорее распродать всё ради сиюминутной прибыли?


Вот допустим законопроект по распродаже Байкала ради китайских туристов, ну бред же! Ну как такое можно в здравом уме придумать вообще? Особенно когда ведущие учёные единогласно говорят: «Остановитесь! Уничтожите Байкал, обратного пути не будет! Хрупкие это экосистемы! Остановитесь, пока не поздно!»


И..? Рвут как озверевшие, никого не слышат — ни здравого смысла, ни совести, ни экспертов-академиков.


А тут теперь у них новые планы. Итак, новости прямо сейчас, отголосками откуда-то из СССР, где такие проекты активно пытались создавать и уничтожили целое Аральское море в Центральной Азии. Российская академия наук (РАН), тесно связанная с чиновничьим аппаратом, прорабатывает возможность поворота сибирских рек в Азию. А именно они хотят построить закрытый водозабор из ведущей водной артерии Сибири, реки Обь, в Узбекистан. То есть сибирскую реку по сути повернут частично, протянув на тысячи километров в сторону юга, якобы чтобы напоить пересыхающие земли соседей.


Это полностью официальное решение научного совета Отделения наук о Земле РАН, принятое буквально только что — в октябре 2025 года. Советские планы по открытым каналам в сторону Центральной Азии изменили на закрытый вариант, то есть предлагают создать системы из полимерных труб, по которым будет отводиться вода в Азию.


Стоит упомянуть, что Обь — это одна из величайших сибирских рек, которая несёт воды в Ледовитый океан. То есть это именно река стратегической национальной важности!



Мне попались комментарии депутата Мосгордумы и телеведущего Андрея Медведева, молодец, правильно отмечает, что идея поворота рек — это не просто глупость, а «предательство национальных интересов», способное обернуться катастрофой для будущего страны. Как видите, очень неоднородные мнения! Пока одни активно лоббируют, как разворовать природное достояние России, другие даже внутри системы задаются правильными вопросами.


Сама идея поворота сибирских рек не новая. Просто группировки, ищущие, с чего ещё можно поживиться в трудные для нашей Родины времена, и где отгрызть жирный кусок, достают старые проекты «освоения неосвоенного». А вообще впервые о переброске воды из Оби и Иртыша на юг задумались ещё в царской России в XIX веке. Но по-настоящему масштабный проект «поворота сибирских рек» оформили советские планировщики. В 1970 году ЦК КПСС и Совет Министров утвердили постановление № 612, объявив задачу к 1985 году перекинуть на юг 25 кубических километров воды ежегодно. Проект обещал снабдить влагой засушливые области Казахстана, Узбекистана, Туркмении, решить проблему усыхающего Аральского моря и орошения степей.


Воплотить эту гигантскую идею пытались с невиданным размахом. Над проектом более 20 лет трудились 160 организаций СССР, включая десятки научно-исследовательских институтов и министерств. Был разработан детальный план: первый этап — канал «Сибирь–Средняя Азия» длиной 2 550 км, шириной до 300 м и глубиной 15 м, способный пропускать 1 150 кубометров воды в секунду. Канал должен был стартовать от Оби, пересечь Казахстан и дотянуться до Узбекистана, будучи даже судоходным. Общая стоимость стройки оценивалась в колоссальные 32,8 млрд тогдашних рублей, а ожидаемая выгода — 7,6 млрд руб. ежегодно за счёт прироста урожайности и новой пашни. Проект вошёл в официальные планы развития народного хозяйства, его курировал Минводхоз СССР, работали тысячи специалистов, выпустивших тома расчётов и чертежей. Казалось, ещё немного — и сибирские реки потекут на юг по рукотворным руслам.


Но потом, когда учёные с недоумением показали расчёты будущих катастроф и последствий, энтузиазм куда-то испарился. Учёные заявили, что произойдёт затопление огромных площадей лесов и сельхозземель, начнётся подъём грунтовых вод и будет топить населённые пункты. Погибнут ценные породы рыбы в Обской губе, нарушится жизнь коренных народов. А ещё начнётся таяние вечной мерзлоты (да-да, ЭТО ВСЁ СВЯЗАНО), начнёт меняться климат в Арктике, произойдёт засоление почв и образование болот на юге вдоль трассы всего канала.



Группа именитых академиков под руководством геолога Александра Яншина направила в ЦК КПСС письмо «О катастрофических последствиях переброски части стока северных рек», а академик Лев Понтрягин лично написал Горбачёву, убеждая остановить проект.


Вот такой масштаб! 14 августа 1986 года Политбюро ЦК КПСС приняло решение прекратить все работы по проекту. Так один из самых грандиозных инженерных замыслов XX века был похоронен. СССР, обладавший, казалось, безграничными ресурсами, отступил перед угрозой экологической катастрофы. Про «поворот сибирских рек» стали говорить как о символе чрезмерной человеческой дерзости перед лицом природы. Решение спасти Арал ценой изменения течения Оби сочли опаснее самой аральской проблемы.


Но там, где можно выжать огромные деньги, будут и те, кто захочет на этом наживаться. В начале 2000-х к ней внезапно вернулись некоторые политики. Так, в 2002 году мэр Москвы Юрий Лужков призвал реанимировать проект «поворота» рек. Он даже выпустил книгу «Вода и мир» и в 2009 году в Астане (Казахстан) лично агитировал за возобновление переброски части стока сибирских рек на юг. Лужков, известный своими масштабными инициативами, считал, что лишняя сибирская вода спасёт Среднюю Азию от засухи и принесёт пользу России. Но большинство экспертов встретили эти призывы прохладно. В частности, ведущий гидролог Виктор Данилов-Данильян (член-корреспондент РАН) тогда отмечал, что подобные мегапроекты лишь в редких случаях бывают экономически оправданы. Всё очень просто: при колоссальных затратах реальная выгода ничтожна.


Именно РАСТРАТЫ и привлекают желающих «поворачивать реки». И как сейчас с разрушением Байкала, всё это просто возможность осваивать не природу даже, а государственные бюджеты. Просто жертвой этого «освоения» становится наше природное достояние, которое и рвут нещадно на куски.



Но почему к этой идее сейчас вернулись? Всё очень просто — между нашим государством, США и Китаем сейчас идёт борьба за влияние над Центральной Азией. Идеальный хаб транспортный, есть редкоземельные ресурсы, развитие идёт. А недавно президент США Дональд Трамп лично собрал всех президентов стран Центральной Азии, подписывали договора. Вот, видимо, наши чиновники и решили подмазаться странам Азии, предложив им старый проект поворота сибирских рек! Мол, «давайте мы вам реки перебросим, а вы с нами сотрудничать будете». Могу, конечно, ошибаться, но допустим в 2010 году президент Казахстана Нурсултан Назарбаев открыто предложил Дмитрию Медведеву вернуться к проекту переброски сибирских вод в Центральную Азию. На форуме в Астане Назарбаев убеждал, что вскоре вода станет острейшей проблемой для всего региона и что старый советский замысел стоит оживить. Российский президент Медведев ответил дипломатично: мол, Россия «открыта к обсуждению различных вариантов решения проблемы засухи, включая некоторые прежние идеи, которые когда-то были спрятаны под сукно».


Отдельно такая же политика ведётся в отношении Китая, который тоже давно смотрит на сибирские реки и жаждет водички. Весной 2016 года тогдашний министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачёв выступил с предложением: начать поставки пресной воды из Алтайского края в засушливый Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая. Проект, по его задумке, предполагалось реализовать через систему водопровода, проходящего по территории Казахстана.


Совпадение, правда? И Казахстану перепадёт воды, и в Китай можно перебрасывать. Ткачёв заявлял, что Россия готова ежегодно отправлять в Китай около 70 млн кубометров алтайской воды — примерно столько весной сбрасывается через шлюзы в Алтае из-за паводка. Министр презентовал эту идею как взаимовыгодную: мол, излишки воды пропадают зря, а так они принесут пользу Китаю и доход России. По оценкам Минсельхоза, при модернизации инфраструктуры сброс можно увеличить до 1 млрд м³ в год без ущерба для экологии, используя существующие объекты — Гилёвское водохранилище и Кулундинский магистральный канал. Предлагалось построить новые насосные станции, проложить 280-километровый водовод до границы с Казахстаном. Ткачёв уверял, что речь «ни в коем случае не об изменении русла рек» — дескать, никто не собирается буквально поворачивать Обь или Алей, просто часть избыточной воды отправят трубопроводом за рубеж. Разумеется, «при безоговорочном соблюдении интересов России и экологии», как подчеркнул министр.



На первый взгляд всё выглядело заманчиво: и китайскому другу поможем, и деньги заработаем (Минсельхоз прикидывал более 10 млрд рублей доходов в бюджеты ежегодно). Однако реакция научного сообщества последовала мгновенно — и она была резко отрицательной. Уже ставший директором Института водных проблем РАН Виктор Данилов-Данильян назвал инициативу «абсолютно непродуманной» и фактически невозможной. По его словам, среди специалистов, понимающих толк в водных ресурсах и межбассейновых перебросках, не осталось сторонников таких идей. У проекта, по мнению академика, не было ни экономического, ни инженерного обоснования: преодолеть возвышенности Алтая, прокачать воду через водоразделы — колоссально дорого, вода на выходе стала бы «золотой» для потребителя.


Выяснилось и то, что профильные ведомства не были посвящены в эти планы. В Минприроды РФ сообщили, что услышали о проекте лишь из СМИ и не получали от Минсельхоза никаких запросов. Там же скептически заметили: 70 млн м³ воды в год — капля в море с точки зрения крупного сельхозпроекта (для полива всего 7 тысяч гектаров риса, к примеру). Фактически, выгода для Китая от такого скромного объёма близка к нулю, тогда как усилия требуются титанические. В итоге уже через считанные дни после шумихи Ткачёв дал задний ход, заявил, что пока планы реализоваться не будут.


Кстати, ситуация тогда ясно показала, что главный интерес был именно в том, чтобы вывести часть воды (как раз 70 млн м³ воды в год) под видом излишек, а дальше водопровод-то уже проложен — можно увеличивать масштабы и гнать воды столько, сколько потребуется. Я бы сказал, что это даже банально просто: главное протащить нужный закон или проект, а там «пили, пока пилится».


И вот прямо сейчас власти возвращаются к идее переброски воды в Азию, тогда как открыто с этим уже выступают в РАН. Кроме того, на заседании Отделения наук о Земле РАН в октябре 2025-го, помимо прочего, рассматривались «возможности и последствия крупномасштабных межбассейновых и трансграничных перебросок речного стока».


В резолюции того заседания среди наиболее перспективных проектов прямо названы два: перераспределение части стока Оби в Аральский регион (на границе Узбекистана и Казахстана) и поворот северных рек Европейской России (Печоры и Северной Двины) в бассейн Волги с выводом вод на Приазовье. То есть хотят одновременно решить проблемы и Центральной Азии, и южных областей самой России, страдающих от засух (Ростовская область, Калмыкия, Ставрополье, Крым и т. д., где остро не хватает воды).


Интересно, что на совещании присутствовал Лев Гориловский, глава крупного производителя труб «Полипластик», и именно он предложил техническую схему: семь параллельных ниток труб большого диаметра протяжённостью по 2 100 км каждая. Это замкнутая напорная система, способная на первом этапе прокачивать 5,5 млрд кубометров обской воды в год. При необходимости, уверял докладчик, систему можно расширить до пропуска в 3–4 раза больших объёмов.


Как говорится, «деньги, деньги и ещё раз деньги». По оценке Дмитрия Созонова, главы проектов консалтинговой фирмы «ИЭС Инжиниринг и Консалтинг», суммарные инвестиции в такой водовод составят не менее $100 млрд, а построить основные мощности можно за 10 лет минимум.


А теперь я, наверное, покажу вам самую интересную часть моего материала. Помните, я писал о законопроекте по разрушению Байкала, где много лет назад некоторые чиновники открыто выступали против распродажи байкальских территорий ради китайских туристов? А сейчас именно они являются авторами законопроекта и активно лоббируют разрушение Байкала?


Так вот, я не случайно упомянул эксперта РАН Виктора Данилова-Данильяна, который критиковал поворот сибирских рек, и в этот же момент «рос по карьерной лестнице». И вот, когда он крепко засел в мягком кресле на руководящей должности, уходить оттуда явно не хочется! Инициатором нынешней дискуссии о повороте сибирских рек выступил именно этот самый Виктор Данилов-Данильян. Сейчас он научный руководитель Института водных проблем РАН и, по сути, координатор нового проекта.


Благо мнения уже разделились даже внутри самого РАН. Особенно представители Сибирского отделения. Владимир Кириллов, заведующий лабораторией водной экологии Института водных и экологических проблем СО РАН, прямо заявил, что проект переброски Оби нецелесообразен экологически и нереализуем политически. Он считает, что странам региона в нынешних условиях попросту не удастся договориться – слишком много споров вокруг воды между самими среднеазиатскими республиками и между ними и Россией. Куда полезнее, по мнению Кириллова, было бы заняться локальными мерами — совершенствовать системы водопользования в бассейнах Амударьи и Сырдарьи, строить малые гидроузлы, восстанавливать то же Аральское море локально (как Казахстан сделал с северной частью Арала при помощи Кокаральской плотины).


А также против «поворота Оби» резко высказались депутаты Томской области — того самого региона, через который Обь течёт на север. Они назвали планы по переброске воды за рубеж угрозой для сибирских регионов и потребовали федеральные власти не допустить «продажи национального достояния».


Вот такая беда, соратники! Вполне вероятно, что в скором времени сибирские реки начнут реально разворачивать в Китай и страны Центральной Азии, где сама вода станет частью «переговорных процессов». С точки зрения механизма влияния идея-то идеальная — пускаешь реки в пустыни, даёшь восстановить сельское хозяйство, а потом, если кто-то будет отказываться идти на контакт по экономическим и политическим вопросам, просто «выключаешь кран».


А если серьёзно — настоящий ужас. Просто распродажа Родины по кускам!


© ПАВЕЛ ПАШКОВ

Поддержите борьбу!

Самое трудное в наше время — оставаться независимыми от власти и бизнеса! Вся деятельность ведётся полностью своими силами. Будьте с нами и поддержите нашу Миссию по защите дикой природы.

Хочу поддержать!
Концепция ТПЭС

В мире идет шестое массовое вымирание видов, только за последние 50 лет люди уничтожили порядка 73% всех животных на планете. Мы переживаем настоящий экологический коллапс планетарного масштаба! Необходимо в срочном порядке создавать Территории полного экологического спокойствия (ТПЭС) — мы пытаемся добиться изменения всей существующей заповедной системы.

Узнать подробнее
Примите участие

Мы запускаем Общественный инициативы в защиту дикой природы и неустанно боремся против экологических проблем. Помогите нам изменить мир!

Узнать подробнее
Поделитесь материалом!
Поиск материалов