Уже десятки писем от читателей с нашего многострадального Урала. Всё как всегда: крупный бизнес пытается «освоить» неосвоенные уголки дикой природы, чтобы получить ещё больше прибыли! С одной стороны, сейчас люди пытаются в Свердловской области противостоять созданию гигантского мусорного полигона, а с другой, на стыке Башкортостана и Челябинской области, — люди борются против крупного горно-обогатительного комбината (медного ГОКа). Под ударом одно из сокровенных мест Урала — хребет Кырктытау с уникальной дикой природой.
Да, соратники, речь об уничтожении очередного убежища дикой природы!
Я ранее уже писал о том, что в ближайшие годы мы увидим, как крупный бизнес вгрызается в последние убежища дикой природы ради добычи редкоземельных ресурсов! Мировая экономика перестраивается под «зелёную энергетику», на которую требуются промышленные объёмы редких металлов и элементов. Вот только остались они практически все под заповедниками, под сокровенными уголками дикой природы, где животные и растения ещё могут укрыться от человека.

Хребет Кырктытау официально не внесен в ООПТ, но находится на границе заповедных земель. Местные жители уже долгое время пытаются добиться его внесение в особо-охраняемые территории, но все тщетно. Вместо это — предлагается взорвать хребет, чтобы достать из него природные ресурсы!
Битва за Кырктытау — жемчужину Башкирии
О строительстве медного ГОКа на Кырктытау стало известно весной 2025 года, когда АО «Русская медная компания» (РМК) объявила о возобновлении геологоразведки в этих горах. Именно эта компания через свою «Александринскую горнорудную компанию» ещё в 2019 году выиграла аукцион на право разработки месторождения «Салават» у подножия Кырктытау. То есть «лапу капитализма» наложили на эти удивительные земли ещё много лет назад, и «освоение» планировали давно, методично!
Собственно, лицензию на разведку и добычу медно-порфировой руды выдали на 25 лет — до 2044 года. Тогда, в 2020-м году, люди не молчали и выступали против уничтожения убежища дикой природы, были протесты, на фоне которых компания остановила работы и заявила об отказе от проекта. Но якобы не из-за недовольства людей, а потому что здесь низкое содержание меди (около 0,5%). В общем, ушли «красиво».
И вот спустя пять лет, когда экологическое сообщество в стране подавлено и сил у общества на борьбу практически не осталось, а крупный бизнес уже без зазрения совести рвёт на части заповедные земли, РМК снова выходит на Кырктытау. Причём изначально заявлялось о планах вложить в строительство ГОКа порядка 50 миллиардов рублей. В нынешних пресс-релизах фигурирует 40 миллиардов рублей.
Думаю, нужно уточнить подробнее, есть ли с этих денег государственные субсидии и дотации, финансирование. Если да — то становится еще яснее понятны мотивы такой въедливой позиции по «освоению» хребта.
Прежде чем я расскажу о сокровищной ценности Кырктытау, давайте немного о «сферах интересов». Медно-порфировое месторождение «Салават», расположенное у подножия Кырктытау, содержит примерно 993 тысячи тонн меди. Но при этом руда здесь бедная — меньше 0,5% содержания, то есть если взять одну тонну такой руды, то в ней будет менее 5 кг меди. Всё остальное — пустая порода, которую нужно измельчать, перерабатывать, вымывать кислотами и так далее!
Таким образом, для добычи указанного объёма (993 тыс. тонн) придётся переработать около 208 миллионов тонн руды! Проще говоря, 99,5% извлечённой горной массы станут отходами. Теперь представьте, как это отразится на дикой природе.
Под карьер и инфраструктуру придётся вырубить древние леса. Местные жители говорят, что уже начались какие-то подозрительные рубки: некая компания «Селена» расчищает лес в районе Кырктытау. Соответственно, вслед за уничтожением лесов начнётся вымирание животных и растений. А метод открытой добычи, когда после изъятия руды остаются гигантские ямы, меняет вообще весь рельеф окружающей местности, в том числе высушивая территорию. Дальше по реакции — гибель всех окружающих экосистем, постепенная деградация из-за острой нехватки воды.
Начнётся и загрязнение питьевых ресурсов: медный рудник угрожает прежде всего всей речной системе Кырктытау. На склонах хребта берут начало реки Большая и Малый Кизил, питающие реку Урал. Эту воду пьют жители Сибая и Магнитогорска. А если в Кизилы попадут стоки ГОКа, последствия отразятся далеко за пределами карьера.
Нужно понимать, что добыча меди — это крайне водоёмкий и опасный в этом плане процесс. Горные породы здесь содержат сопутствующие токсичные элементы, например соединения мышьяка, сурьмы и свинца. При взрывных работах и выщелачивании (если оно, конечно, будет применяться) тяжёлые металлы могут вымываться и попадать в грунтовые воды.
Компания уверяет, что не допустит сброса в реки, что будет якобы замкнутый круг водоснабжения и надёжные очистные сооружения. Я, правда, крайне в этом сомневаюсь — просто на опыте борьбы с другими подобными проектами по всей стране и по тем последствиям, которые реально оказываются в будущем уже в старых проектах! Только обратно уже ничего не вернёшь: природа ведь загублена. И да, процессы эти небыстрые, скажем, пара десятков лет до необратимых последствий. К этому времени «деньги отмыты», и бенефициары отдыхают где-нибудь на кипрских виллах, наслаждаясь Средиземным морем.
Скажем так: даже при современном проектировании бывают утечки и фильтрация ядов в почву. Никто не способен гарантировать, что этого не произойдёт! Нашёл как раз информацию в издании «Трудовая оборона», где говорится о том, что при обогащении 60–95% материала уходит в хвосты, и без надёжного обезвоживания и изоляции они грозят неизбежным загрязнением подземных горизонтов. То есть на практике реально полностью исключить утечки крайне сложно.
Поэтому любые обещания компании — это просто слова. Если посмотреть на хронику таких аварий, то становится понятным, что моя критика это не скепсис, а полностью объективная предосторожность.
Самый главный аргумент, который должен ставиться ПРОТИВ уничтожения хребта Кырктытау, — это риск остаться полностью без чистой воды. При любых утечках люди реально будут пить отравленную воду и поить этой водой своих детей. Причём сразу могут даже не заметить: реальные последствия станут явными лишь тогда, когда дети начнут выплёвывать по кускам свои лёгкие вместе с кровью, а взрослые — обсуждать очередного умершего от онкологии соседа. И говоря про детей я нисколько не преувеличиваю. В информационном бюллетени ГАУЗ «ЦОМиД» (Магнитогорск) «Неделя профилактики заболеваний органов дыхания» (ноябрь 2023) говорится, что удельный вес таких заболеваний у детей = 29,2% всех обращений. Это по ряду Южно-Уральских территорий, включая Магнитогорск.
Годами ранее (2019) заболевания органов дыхания у детей было подтверждено научными исследованиями: порядка 2,600 детей на 10,000. Эти данные из ««Анализ показателей здоровья детей Магнитогорска» — Вестник новых медицинских технологий 2019 № 5 (Долгушина и др). При этом средний показатель по России — порядка 1,650 случаев на 10 тысяч детей.
Таким образом уже на Южном Урале дети массово страдают от осложнения дыхания. Но вместо того, чтобы улучшать экологию и беречь рефугиумы-убежища дикой природы, нам предлагают ВЗРЫВАТЬ уникальные горных хребты, чтобы скорее достать оттуда драгоценные металлы.
А когда новый ГОК начнет выбрасывать столбы пыли с отвалов и хвостохранилищ, чем по вашему будут дышать наши дети? Салаватское месторождение относится к медно-порфировому типу, я согласен что такие руды бедны серой и содержание пирита сульфитов обычно не превышает 2%.
НО! Главные риски здесь в другом. Что на счет пылевых аэрозолей PM₂.5/PM₁₀ с мышьяком, свинцом и кадмием, которые ветер будет срывать с карьера и отвалов? Как насчет кислого дренажа из хвостохранилищ, когда даже небольшая доза пирита, окисляясь, образует H₂SO₄, которая вымывает тяжёлые металлы в водоносные горизонты.
Таким образом именно ядовитая пыль и кислотный сток реально станут ключевой угрозой для местных жителей и экосистем. Или я ошибаюсь?
На этом беды от такого проекта не заканчиваются.
Постепенно вместо дикой природы на месте разработки меди появятся гигантские отходы. Как я уже сказал выше, если менее 1% добытого пойдёт в металл, остальные более 200 миллионов тонн станут отходами! Их разместят в виде отвалов пустой породы и хвостохранилища. Хвостохранилище — это фактически искусственное озеро из ядовитой пульпы (измельчённая порода с реагентами). Площадь такого объекта реально может исчисляться квадратными километрами, а высота дамбы — десятками метров.
Вот представьте, что будет, если хвостохранилище на Кырктытау подтечёт или прорвётся: ядовитая пульпа хлынет прямо в реки. Такие аварии регулярно происходят в мире, и последствия — КАТАСТРОФИЧЕСКИЕ.
Люди ведут борьбу сейчас не за свои судьбы! Они говорят за наших детей, за потомков. Именно им мы оставим после себя облысевшие горы, позеленевшие от химикатов реки, кислотные дожди и чёрные холмы отходов. Взамен временно регион получит инвестиции, немного рабочих мест и обещания компании, что «всё будет отлично, современные технологии и никакого вреда природе».
Сокровищница Урала
Хребет Кырктытау является одним из самых живописных уголков Южного Урала. Он тянется более чем на 60 км вдоль границы Башкирии и Челябинской области, параллельно течению реки Большой Кизил. Здесь скальные вершины, глубокие ущелья с бурными реками и густые леса. Именно такие места выискивают обычно режиссёры фильмов, чтобы снять девственную природу!

Я бывал в этих местах много раз — трудно передать словами уникальность и красоту дикой природы Южного Урала. Склоны Кырктытау покрыты смешанными лесами: берёзовые рощи сменяются сосновыми борами по мере набора высоты. И я не зря назвал это место рефугиумом-убежищем дикой природы, ведь именно тут могут укрыться от человека многочисленные животные и растения, в том числе занесённые в Красную книгу: лоси, косули, рыси и хозяин Русской тайги — бурый мишка.
Часть территории рядом с Кырктытау охраняется государством: здесь раскинулся огромный Южно-Уральский природный заповедник, который занимает больше 250 тысяч гектаров. И весь хребет необходимо относить к этому заповеднику, брать под федеральную защиту, а не отдавать бизнесу на растерзание ради сиюминутной прибыли.
Сама разработка меди планируется, насколько я понял, в нескольких километрах от озера Банное (Яктыкуль), которое является самым глубоким озером Башкирии. Вообще дурь: додумались же ставить тяжёлую промышленность в таком уникальном месте. Банное озеро славится кристально чистой водой и лечебными свойствами благодаря источникам и сапропелевым грязям. Нужно понимать, что водные горизонты здесь единые и любые аномалии скажутся по всему бассейну.

А теперь сюда ворвётся бизнес, чтобы взрывать и разрушать одно из последних пристанищ, диких убежищ матушки-Природы. Вот за что люди ведут борьбу! Вот что они хотят оставить в наследие своим детям, а не ядовитые хвостохранилища и шлак вместо могучего древнего хребта.
Наш долг помочь людям!
Люди сплотились — и это главное! И это живой пример для всех жителей нашей страны. Ещё в 2020 году, при первых попытках крупного бизнеса захватить хребет, люди выстроились живой цепью длиной в тысячу человек и требовали оставить в покое дикую природу. А над горой развевался трёхкилометровый флаг Башкортостана — тот самый, который уже приносил победу защитникам шихана Куштау.

В конце августа 2020 года люди заставили технику РМК покинуть Салаватское месторождение. Но месторождение просто законсервировали, чтобы «скрыть консерву» в тот момент, когда общество будет ослаблено и подавлено.
Причём люди все эти пять лет добивались присвоения статуса особо охраняемой природной территории для хребта Кырктытау, чтобы намертво закрепить его право на жизнь. Но не получилось.
Весной 2025 года — всё по-новой: битва началась. Местные жители объединяются и просят помощи у жителей всей страны, чтобы помочь им защитить свою землю.
И тут же, вместо диалога с людьми, омерзительно и нагло — началось давление и запугивание. Кого-то увозят «на беседы», а кому-то просто угрожают. Думаю, об этом можно будет сделать отдельный материал через время. Целая хроника того, что приходится вытерпеть местным жителям, которых обвиняют во всех смертных грехах за попытки защищать природу родного края.
Кырктытау сегодня находится на пороге большой битвы. Вот что я вижу! На чаше весов — миллионы тонн руды и миллиарды рублей против вековых лесов, чистой воды и будущего наших детей.
Когда я собирал информацию для этого материала, по просьбе читателей, я встретил сотни повторений одной фразы, которую передают друг другу люди: «Урал устал!».
Урал устал. И люди устали.
Но если победим, то победа за Кырктытау станет победой любви к родной земле над жадностью.
© ПАВЕЛ ПАШКОВ
Поддержите борьбу!
Без вашей поддержки продолжать деятельность практически невозможно! Самое сложное в наше время - оставаться независимым от власти и бизнеса! Все проекты ведутся собственными силами. Встаньте рядом и поддержите нашу Миссию по защите дикой природы.
Хочу поддержать!Концепция ТПЭС
В мире идет шестое массовое вымирание видов, люди истребили до 73% животных, при этом проблемы никак не решаются. Мы предлагаем решение — Концепция Территорий полного экологического спокойствия. Изучите Концепцию и становитесь частью нашей борьбы!
Изучить Концепцию