Давайте разберемся с одной очень важной темой. Это ключевой вопрос для будущего нашей страны. Больше того, это ключевой вопрос экологии всего Евразийского континента и всей планеты!
В начале осени я представил свою Концепцию о территориях полного экологического спокойствия. И с первыми обоснованиями рассказал вам о том, почему допустим Камчатка должна быть объявлена такой глобальной территорией!
Сегодня хочу привести еще один регион, который на мой взгляд необходимо в срочном порядке выводить под федеральную защиту. Это Саяно-Алтайская горная страна - физико-географическая область на юге Сибири, в которую входят горные системы Алтая, Саян и близлежащих территорий. Здесь высокогорный рельеф, альпийские ландшафты, густые хвойные леса, степи, а также уникальная флора и фауна.
Это моя Родина, место где я родился и вырос. А еще это Родина многочисленных эндемиков, которых более нет вообще нигде! По сути я сейчас говорю о рефугиуме-убежище дикой природы.
Саяно-Алтайская горная страна должна быть объявлена заповедником планетарного масштаба. Территорией полного экологического спокойствия (ТПЭС).
Такой вопрос не ставился. Но он должен быть поставлен и решен на глобальном уровне именно так: планетарная зона экологического покоя. Я по пунктам объясню, почему это так. И почему это так важно любому жителю нашей страны, пусть он живет в Москве или Владивостоке, еще и по политико-экономическим причинам.
Глобальная экологическая картина Центральной Азии.
Воздушные массы со стороны Северного Ледовитого океана проливаются дождями на стоящих на их пути склонах Большого Алтая. Благодатная земля с сохранившимися уникальными природными экосистемами. «Живая», древняя кедровая тайга. И горные луга и болота. Все разделено множеством горных хребтов, и отдельные экосистемы эндемичны и исключительны. Здесь человек добывал и полезные ископаемые, но пока непоправимых разрушений не нанес. Здесь истоки Иртыша в Восточном Казахстане; Бия и Катунь, сливающиеся в Обь у нас в стране, в Республике Алтай. Истоки Енисея у нас же, в Республике Тыва и реки Ока (Аха) и Иркут, опять же у нас, в Республике Бурятия. Уникальная зона, где берут свои истоки величайшие реки.
Истоки рек — это определяющий фактор не только экологии, но и экономики и политики.
Алтай собирает дожди, и за его спиной встают засушливые районы Центральной Азии. Пустыня Гоби в Монголии. И Синьцзян-Уйгурский автономный район — самая большая по площади территориально-административная единица Китая. И место, где так же не хватает воды.
Глобальная политическая картина Центральной Азии.
Для нас определяющим будет Синьцзян-Уйгурский район КНР. Это огромная территория, освоенная политически и экономически современной Китайской империей совсем недавно. Здесь жило множество народов, существенная часть которых уйгуры. Для нас они похожи на взгляд, но это не китайцы (хань). Это другие народы, с совершенно не похожими языками и культурами. Сейчас Китайская империя проводит там политику ассимиляции, переселяет массово китайцев (хань), которые занимают все административные посты полностью. Как пример для понимания ситуации: представьте себе, что в Ваш населенный пункт переселили 10%, допустим, исландцев. Надеюсь, исландцы на меня не обидятся: использую только ради примера! Все должности, и чиновников, и полицейских, и учителей и врачей, занимают только исландцы. Говорить и писать — на исландском. Если Вы заключите брак с исландцем и выучите язык в совершенстве, то мелкие должности тоже сможете занять. Я понимаю это для себя однозначно, как геноцид культуры и уже реализованный вариант «технофашизма» из мрачных фантастических прогнозов. У меня нет желания играть с читателями в «политкорректность» высказываний. Прямо говорю: вот живой образец того, что станет с народами и культурами той территории, куда придут экономические интересы Китайской империи.
Район огромный и богатый. Если промышленность Китая в «старых» регионах уже все сожрала вокруг себя и превратила природную среду в помойку, то здесь такой «прогресс» только начался. Осваиваются богатые месторождения полезных ископаемых. Развивается сельское хозяйство. И очень не хватает воды. Иртыш и река Или берут начало на территории Синьцзяна, а потом протекают по территории Казахстана. Сейчас, с ростом промышленности и сельского хозяйства, ситуация такая, что Казахстан остается без воды. Вероятно, в очень близком будущем озеро Балхаш в Казахстане ждет судьба Арала. Развивающаяся экономика Китайской империи в Синьцзяне уже выпивает всю доступную воду и хочет еще.
Короткая хронология «дружбы с китайскими товарищами».
2004 год. Между ОАО «Газпром» и китайской государственной нефтегазовой компанией CNPC было достигнуто соглашение о развитии стратегического сотрудничества.
2006 год. В ходе визита в КНР президент России Владимир Путин заявил, что в 2011 году в эту страну из России будет построен экспортный газопровод, по которому в перспективе будет транспортироваться до 80 млрд м³ природного газа в год. По словам Путина, газ пойдёт в Китай по двум маршрутам — из Западной и Восточной Сибири.
Появляется проект газопровода «Сила Сибири-2» («Алтай») — между газовыми месторождениями Западной Сибири и Синьцзян-Уйгурским автономным районом на западе Китая. Газопровод планируется провести через территорию природного парка — уникальное высокогорное плоскогорье Укок в Республике Алтай, считающееся алтайцами сакральным местом.
Люди выступают против. И я с большим уважением отношусь к их мнению: по родной земле с могилами предков неизвестно кто ради наживы «левого» дяди на бульдозерах ездить не будет.
2008 год. СМИ стали распространять информацию, цитируя официальное сообщение, якобы распространённое Министерством энергетики РФ, что в силу неконкурентоспособности и экономической нецелесообразности проект газопровода «Алтай» выведен за генеральную схему развития газовой отрасли РФ до 2030 года. Минэнерго же заявило, что подобных официальных сообщений оно не распространяло.
Попытка дезинформацией «слить» недовольство защитников своей земли.
2014 год. В Пекине на саммите АТЭС 2014, наряду с подписанным договором в мае 2014 года о поставках газа Китаю через восточный маршрут «Сила Сибири», так же был подписан меморандум и рамочное соглашение об увеличении поставок газа КНР почти в два раза, за счет мощностей западного маршрута «Алтай».
2018 год. Китайское Общество обменов и сотрудничества между Россией, Восточной Европой, Центральной Азией и КНР обратилось к премьер-министру Дмитрию Медведеву с просьбой поддержать проект строительства водовода из Алтайского края в Китай. Предлагаемый России проект водовода включает два этапа. На первом, до 2026 года, предполагается построить первую очередь магистрального водовода Россия — Казахстан — Западный Китай мощностью 600–700 млн куб. м и сеть распределительных трубопроводов.
На втором этапе, до 2040 года, могут быть реализованы «современные агротехнические» и другие проекты, направленные на «повышение эффективности водопользования на приграничных территориях Китая, Казахстана и России». Планируется также построить вторую очередь магистрального водовода, которая увеличит общую мощность до 1,8–2,4 млрд куб. м в год. Протяженность водовода из России в Китай составит, по оценкам экспертов, 1,2–1,5 тыс. км.
Сегодняшняя ситуация по взаимоотношениям с Китаем в районе Большого Алтая.
— Проекты газопровода через Республику Алтай никто не отменял. Их готовят, но по-тихому, боятся возмущения местного населения.
— Еще больше Китай интересует вода. И были, и никуда не исчезли слухи о кулуарных обсуждениях водовода непосредственно с территории Республики Алтай. Экономическая ценность газопровода здесь не велика. Власти нашей страны заявляли, что газопровод из Западной Сибири нельзя провести через Казахстан, например, по политическим соображениям. Но, очень похоже, что газопровод по Республике Алтай настоятельно необходимо провести по другим причинам. Уже проведенная через Укок трасса газопровода лишит экологов и местное население аргументов против и водовода потом. Скажут: смотрите, газовая труба уже есть, хуже не станет и еще от одной трубы рядом! «Политика мягкой силы», которую Китайская империя так любит и оглашает официально!
— Китаю настолько нужна вода, что, оказывается, и наши власти готовы прямо сейчас строить водовод с территории Алтайского края в обход «неудобной» Республики Алтай. И через Казахстан — можно! Ну, Казахстан тут понять легко: да берите воду хоть где, только не убивайте Иртыш и Или! Иначе вместе с ними умрет наша экономика, наша земля и высохнет наше озеро Балхаш.
«Потому что без воды — и ни туды и ни сюды!»
По данным ООН за 50 лет обеспечение водой населения Центральной Азии уменьшилось в 3,5 раза. По расчетам Global Water Initiative, к 2025 году оно может достичь критического показателя — 1,7 куб. м на человека в год.
Китай на шестом месте в мире по запасам воды. Но больше половины речных районов в семи крупнейших речных системах загрязнены. Вода из 40% источников не подходит для питья вообще. Причина — слив предприятиями неочищенных производственных вод, а также «чрезвычайно высокое загрязнение воздуха и повсеместное заражение земли». Запасы воды распределены неравномерно: самый большой дефицит — в Пекине, Шанхае, Синьцзян-Уйгурском автономном районе. И Синьцзян развивается самыми быстрыми темпами.
Дефицит воды ставит под угрозу развитие сельского хозяйства на севере Китая и может привести «к серьезным последствиям в виде нехватки продовольствия». На севере страны общий дефицит пресной воды составляет 70 млрд куб. м, а в СУАР — не менее 12–15 млрд куб. м.
«Продавливание» идеи большого водопровода в КНР давнее. Еще в мае 2016 года занимавший пост главы Минсельхоза Александр Ткачев в Пекине предлагал проект по переброске воды в засушливый район Китая. Речь шла о поставке в СУАР 70 млн куб. м воды из Алтайского края: именно такой «излишек» образуется в результате весенних паводков. Наши власти аргументируют тем, что Алтайский край регулярно страдает от весенних паводков.
О планах Китая построить водопровод протяженностью 1 тыс. км, чтобы вода из Байкала поступала в северную китайскую провинцию Ганьсу, писала в 2017 году The Guardian. Об этом тоже не нужно забывать! Всему свое время. Мы с вами уже видим законопроект о сплошных вырубках древних лесов на Байкале (а равно как проект глобального освоения священного Байкала), видим законопроект о сплошных вырубках лесов по всей стране, видим и первые скандалы вокруг попыток Китая освоить байкальские воды.
Вот и Большой Алтай находится сегодня под ударом, и за всеми политическими и социальными коллапсами, на которые увлеченно смотрят люди, не видна «большая рука Поднебесной», которая все также нацелена на «тихую экспансию» убежищ дикой природы России.
Выводы: почему сохранение Большого Алтая жизненно важно всем людям нашей страны.
— Разворачивается реальная борьба за ресурсы, за воду, в первую очередь, прямо сейчас.
— Строительство газопроводов или водоводов подразумевает и обычные дороги рядом. Все это резко увеличивает риск и прямого военного конфликта. До степени неизбежности. Это уже не «сопредельная сторона» для соседа, а инфраструктура собственной промышленности и сельского хозяйства.
— Сейчас экологически чистые продукты с Алтая, мед, лекарственные травы — это уже бренд. И они действительно экологичны! И продаются в магазинах и Москвы, и Санкт-Петербурга, и других городов. Сейчас возможно дальнейшее развитие региона в этом направлении: эко-продукты и туризм. Магистрали трасс, газопроводов и водоводов приведут к развитию экономики и промышленности региона. Это действительно так. Что мгновенно убьёт экологию. Как вам бренды: «Челябинский медок» или «Череповецкие травки»?
— Водовод будет забирать только паводковые воды, только весной, а остальное время просто простаивать. Ага! Главное построить — а там и «квоты водозабора отрегулируют».
— Нарушится вся глобальная система всей Центральной Азии. Все механизмы природной регуляции. В этой системе нет и быть не может «лишних» паводковых вод! Выбивая один кирпич из фундамента, мы развалим все здание! Арал, завтра — Балхаш: результат то понятен! И Телецкое озеро, и Байкал, что, туда же? На прокорм «ханьскому дракону»?! Так он и их выпьет, и мало будет.
— И не забываем о «политике мягкой силы»!
Не забываем о том, что Синьцзян — по-китайски значит «новая граница» или «новые рубежи». Какие рубежи следующие, дорогой сосед?
Я считаю, что Саяно-Алтайская горная страна должна быть объявлена заповедником планетарного масштаба. Территорией полного экологического спокойствия (ТПЭС). Это мое видение будущего нашей Родины, где убежища дикой природы СОХРАНЯЮТСЯ И ЗАЩИЩАЮТСЯ ради наших детей, а не распродаются по запчастям соседям под уничтожение.
Таких регионов в мире почти не сохранилось. Нужен международный статус особо охраняемой территории на истоках рек. Сегодня местные люди не отстояли свой дом. Они только отложили проблему, но и это не мало! Думаю, только особый международный статус может сохранить регион. Иначе — слишком много желающих что-нибудь продать с нашей стороны, и что-нибудь купить со стороны соседа.
© ПАВЕЛ ПАШКОВ
Поддержите борьбу!
Без вашей поддержки продолжать деятельность практически невозможно! Самое сложное в наше время - оставаться независимым от власти и бизнеса! Все проекты ведутся собственными силами. Встаньте рядом и поддержите нашу Миссию по защите дикой природы.
Хочу поддержать!Концепция ТПЭС
Люди уничтожили свыше 70% всех животных на планете, а половина всех растений находятся на грани исчезновения. Но ситуация не меняется! Что нужно делать? Мы разработали Концепцию территорий полного экологического спокойствия - план по предотвращению дальнейшего разрушения Биосферы Земли.
Изучить концепцию