Я редко пишу материалы с личными наблюдениями из дикой природы. По опыту — это вообще никому не интересно, единицы людей читают! На самом деле это очень плохо, потому что показывает отсутствие интереса к практическим исследованиям, наблюдениям, отсутствие потребности в каком-то опыте. А значит, и в расширении личных горизонтов знаний!
Но мы постоянно проводим экспедиции. Я лично изучаю дальние уголки дикой природы, и когда говорю об экологических проблемах — всегда ориентируюсь на собственные практические наблюдения! Так мы проехали дальние уголки Русской Тайги, десятки экспедиций от края и до края могучей России. Изучали вырубки, фиксировали нарушения, решали проблемы!
Если я говорю читателям, что срочно необходимо запрещать рубку кедров, как центров межвидовой связи в биогеоценозах бореальной тайги, это значит, что я вижу проблемы прежде всего лично! И передаю этот практический опыт не только читателям, но и государственным службам.

Последние месяцы я провожу локальные экспедиции по джунглям — экваториальные тропические леса. Эта работа очень важна для будущего международного проекта, который мы сейчас готовим! Я хочу составить карты будущих территорий полного экологического спокойствия, но чтобы это сделать, мне необходимо получить опыт «на земле». Понимать, против чего мы выступаем, и чего добиваемся.
Хочу сегодня поделиться с вами своими наблюдениями.
Сейчас очень много научных мета-исследований о том, какое колоссальное влияние оказывает человек на дикую природу по всему миру. Всего за 50 лет люди привели к вымиранию порядка 73% всех живых видов, это оценки Всемирного фонда дикой природы (WWF). При этом я изучал данные IPBES (Межправительственная научно-политическая платформа по биоразнообразию и экосистемным услугам) за 2019 год, согласно проведённым исследованиям, свыше 1 миллиона видов на планете находятся под угрозой вымирания из-за людей.
Вырубка лесов, загрязнение водоемов, интенсивное сельское хозяйство и другие факторы.
Так вот! О чем я постоянно говорю?
Вы знаете, что мы запустили Концепцию ТПЭС (территорий полного экологического спокойствия), представили реальный план разрешения глобальных проблем в мире — путем принудительного выделения убежищ для дикой природы.

Вообще у биосферы Земли есть свои убежища, они называются рефугиумами — это относительно изолированные участки дикой природы, где условия еще позволяют выживать видам, вытесненным из других районов. Однако эти территории, как правило, имеют ограниченную площадь, а также находятся среди деградированных природных территорий и не имеют «коридоров» для циркуляции важных биологических процессов.
Это приводит к эффекту изоляции! То есть мы видим полную эксплуатацию всех наземных экосистем человеком, при этом последние убежища (в основном в горных экосистемах) изолированы друг от друга и с трудом выдерживают натиск со всех сторон.
Я много научных исследований изучил об этом. Допустим, есть хорошие научные работы о том, что когда лесные участки разбивают на фрагменты, изолируя «мозаику леса» друг от друга, это приводит к постепенному неизбежному падению биологического разнообразия. Животные и растения еще какое-то время сопротивляются, но после начинают сдаваться — медленно умирая.


В своих локальных экспедициях сейчас я веду исследовательские наблюдения. Согласитесь, один человек мало что может сделать, тем более без должного финансирования! А мы, как вы знаете, все делаем своими силами.
Но как тогда проводить наблюдения, как понять экологические проблемы и попытаться спрогнозировать будущие границы территорий спокойствия?
Как исследователь — я могу проводить ряд работ в дикой природе. Экспедиции дают возможность фиксировать визуальное состояние лесных массивов и прибрежных зон, оценивать степень вырубок, наличие мусора, проводить наблюдения за эрозией почвы. Все это является основными индикаторами состояния биологических систем!
Все на самом деле очень просто: этих проблем не должно быть в рефугиумах-убежищах дикой природы. Поэтому достаточно посетить отдаленные экосистемы, чтобы визуально оценить их состояние! Я составляю обычно график по конкретной экосистеме, разбиваю его на основные признаки деградации экосистем, а дальше по квадратам местности — исследую дикую природу, отмечая личные наблюдения в путевом дневнике.

Также веду учет встреч с дикими животными, птицами, стараюсь определять конкретные виды, при каких условиях повстречались, в какое время. Особенно важно определять инвазивные виды (которых тут не должно быть), а также преобладание конкретных видов над другими! Это обычно свидетельствует о деградации экосистем.
Но самое важное, что позволяет проводить личные исследовательские наблюдения, это беседы с охотниками, фермерами, рыбаками, сборщиками плодов и так далее. То есть со всеми, кто взаимодействует с дикой природой! Они, как правило, дают сведения о локальной экологии, то есть какие животные стали встречать чаще или реже, когда последний раз видели определенные виды, меняется ли поведение зверей — проникают ли они в деревни, меняется ли цикл их активности.

Также многие специалисты игнорируют этот вопрос, но он не менее важен: если животных резко стало больше возле населенных пунктов, тащат плоды из садов, что в дальнейшем приводит к исправлению ситуации? То есть при каких обстоятельствах животные перестали выходить к людям?
Как правило, тут выясняется, что сначала выходят животные к людям, потом фермеры начинают рассыпать яды, и животные просто вымирают! Тем самым личные ощущения у людей искажаются, а реально — начинается гибель всей местной экосистемы, по цепочке.
В общем, работа очень долгая и трудная! Но я не понимаю, как вообще можно защищать природу, если ты о ней ничего не знаешь, не проводишь наблюдения. Как мы можем говорить о необходимости защиты рефугиумов-убежищ, если даже никогда не видели их лично?
Поэтому крайне важно проводить такую работу. Но, повторюсь, людей она мало интересует! И если ты, мой дорогой читатель, сейчас знакомишься с этим текстом — знай, что ты один из немногих, кто вообще смог досюда дочитать. Кто расширил личные горизонты знаний и помог передать их дальше!
И огромная благодарность тебе за это!
Вернемся же к моим наблюдениям.
Я вижу, что проблема уничтожения дикой природы — становится полностью неуправляемой. За последние годы давление со стороны человечества на экосистемы выросло в тысячи раз, и по мере расширения эксплуатации дикой природы, последние животные начинают отступать под натиском человека. Они уходят из своих привычных мест обитания в сторону убежищ! А люди идут следом, добивая животных, и стремясь разорвать окончательно в клочья их убежища.


И вот мои личные исследования, наблюдения в экспедициях, показывают: уже идет неконтролируемая деградация последних убежищ дикой природы. Вынужденная миграция животных из разрушенных экосистем в оставшиеся «островки природы» начинает приводить к перенаселению!
Представьте: ваш город уничтожают, и вы знаете, что в центре города один район еще обеспечивает едой, сном и жизнью. Вы идете туда, а вместе с вами огромный поток людей! Все конкурируют, давят друг друга, убивают ради еды. И каждый хочет жить!
Вот то же самое происходит прямо сейчас в дикой природе.
Сначала я увидел это в России, в регионах нашей страны. От Карелии до Камчатки! Мы проводили очень много экспедиций. А сейчас провожу наблюдения в экспедициях по южным тропическим лесам!
Я вижу, что уже наблюдается дефицит кормовой базы, хищники оказывают все большее давление на своих жертв, травоядные начинают интенсивнее выедать растительность, в итоге нарушаются все пищевые цепочки! Порядок экосистем нарушен.
А животные продолжают прибывать с разрушенных территорий. И схлестываются в жесточайшей конкуренции между собой!
Я поговорил с жителями разных участков дикой природы в разных странах, где проводил свои наблюдения. Все люди сходятся во мнении, что стало больше эпизоотий (это распространение болезней среди животных). Появились заболевания у домашнего скота, люди стали использовать больше химии, препаратов! Собственно, по этому признаку и определяем рост болезней. Это может стать катастрофой для небольших убежищ дикой природы, так как из-за отсутствия альтернативных мест обитания животным просто некуда уйти от болезней. Одна эпидемия — способна уничтожить всех.
Дальше я изучил связующие коридоры между убежищами! В редких случаях такие переходы есть, но они также изолируются через два-три участка дикой природы. Все остальные без биологических коридоров, это означает, что популяции изолируются и утрачивают генетическое разнообразие.
Чем это опасно? Все просто, об этом я множество раз писал в своих материалах!
Растет инбридинг — когда между животными начинаются близкородственные связи из-за малой популяции, это приводит к генетическим болезням, аномалиям, вымиранию. Звери мельчают, страдают! Постепенно выходя к биологическому тупику, который просто сделает жизнь для них невозможной.
Также у животных теряется приспособленность, адаптация, есть серьезные дефекты в инстинктивном поведении и добыче пропитания.
Я также вижу, что начинается «взаимное» течение видов: дикие идут к людям, чтобы найти пропитание! Домашние и инвазивные виды — начинают обитать на окраинах убежищ дикой природы. Это опять же приводит к обмену зоонозами (болезнями) и непоправимым последствиям.
Во всех случаях, когда я общался с местными жителями, они единогласно заявляют, что стали больше убивать животных. Если животные приходят в их сады за фруктами, допустим, люди берут ружья — и идут расстреливать животных! Конфликтов становится только больше. Причем почти всегда убийства совершаются незаконно, без лицензий и контроля!
Обезьяна утащила у тебя банан — ты убил обезьяну и всю ее семью. Ушел из леса, никто не узнал! Ты свой фрукт сохранил, а экосистема нарушена еще больше.
НУЖНЫ УБЕЖИЩА
Такие у меня личные наблюдения, в наших экспедициях. И я понимаю, что действовать нужно очень срочно! Но кто из чиновников, разных «администраторов» в системах государственного управления, вообще знает об этом? Кто лично прикасался к проблемам, оценивает состояние биологических систем, да хоть научные данные ученых почитал?
Я даже пчел вижу мертвых в убежищах дикой природы! Дикие пчелы — летят к людям на поля, чтобы собрать нектар. Люди рассыпают тонны ядов, пчелы травятся, возвращаются к семье и, контактируя с ними, губят весь рой! Все — ты идешь по убежищу, а под ногами, в траве, даже на цветках, реально кучи мертвых пчел.


Итак! Я вижу необходимость срочных радикальных изменений. И больше десяти лет изучая экологические проблемы — я лично не вижу вообще никаких альтернатив нашей Концепции ТПЭС. Реально природу способно спасти (как и нас с вами, людей) только принудительное и очень срочное выведение всех сохранившихся участков дикой природы в глобальные территории полного экологического спокойствия.
При этом важно связать такие территории между собой. Чтобы обеспечить взаимосвязанность биологических систем! Изучал как раз научную работу об этом, мета-анализ, вроде в журнале Biological Conservation публиковалась в 2018 году (7 лет назад!!) — наличие связности среди лесных участков повышает разнообразие видов на 20–30%, по сравнению с полностью изолированными участками.
То есть даже просто связать коридорами участки дикой природы — это уже до 30% увеличение биологического разнообразия.
А мы говорим о еще большей работе! Создавать территории спокойствия по всему миру. Сейчас я заканчиваю очень важный этап в своей работе, а моя команда готовит инфраструктуру на сайте для запуска международного проекта.

Давайте с вами подготовим проекты территорий спокойствия по всему миру! Сделаем полноценную разработку, экономическое обоснование, подкрепим научными данными и личными наблюдениями! Все это в виде отдельных «Инициатив ТПЭС» будем продвигать персонально по всему миру. Попробуем, собрав предложения (это очень долгая работа), — связываться напрямую с государствами, от самых маленьких островных до крупных, и предлагать им проекты по решению экологических проблем.
Природе срочно нужны убежища от человека! Еще чуть-чуть — и ситуацию нельзя будет исправить. Вот какие главные выводы я вижу в своей работе сегодня: своих экспедициях.
© ПАВЕЛ ПАШКОВ
Поддержите борьбу!
Без вашей поддержки продолжать деятельность практически невозможно! Самое сложное в наше время - оставаться независимым от власти и бизнеса! Все проекты ведутся собственными силами. Встаньте рядом и поддержите нашу Миссию по защите дикой природы.
Хочу поддержать!Концепция ТПЭС
В мире идет шестое массовое вымирание видов, люди истребили до 73% животных, при этом проблемы никак не решаются. Мы предлагаем решение — Концепция Территорий полного экологического спокойствия. Изучите Концепцию и становитесь частью нашей борьбы!
Изучить Концепцию