Когда остаётся только официальная информация о лесных пожарах, без независимой оценки, как это было ранее, трудно оценить реальный масштаб катастрофы. Раньше годами независимые наблюдения выявляли колоссальные нестыковки в официальных статистиках, причём в некоторых случаях цифры занижались в десятки раз! Это неудивительно — стоит посмотреть расследования со стороны Счётной палаты РФ, в которых раскрывается информация об откровенном вранье вокруг дикой природы России: статистику рисуют, деньги растаскивают, а реальных объективных данных нет вообще. Одно сплошное враньё.
Я напомню, что Счётная палата ранее сообщала:
После проверки Федерального проекта «Сохранение лесов» (аудит 2019–2021 г.) выяснилось, что в отчётах регионы высаживают по-быстрому саженцы с закрытой корневой системой при лесовосстановлении — для галочки, а реально до 90% всех высаженных деревьев погибают, не доживая до трёх лет.
По отчёту «О состоянии лесного фонда» 2020 года СП выявила, что 84,4% всех лесов России вообще не обновляли данные более 10 лет. То есть мы понятия не имеем о реальной ситуации с лесами в нашей стране, ведь никаких объективных данных не существует.
После проверки исполнения бюджета 2023 года в Минприроды и подведомственных структурах СП выявила 56 нарушений на 74,4 млрд рублей! Они тогда готовили обращения в Генпрокуратуру и ФАС. То есть наше ведомство Минприроды просто растащило миллиарды по карманам, а противодействия федеральному ведомству — нет.
- Также СП указывала, что к 2024 году проект «Сохранение лесов» восстановит лишь потери 2022 года, а не весь долг перед природой. Опять же речь о восстановлении, при котором до 90% саженцев просто гибнут в дальнейшем! При этом Минприроды провалило 6 из 10 направлений национального проекта «Экология».
Вот так! Поэтому, говоря и о лесных пожарах сейчас, о реальных масштабах катастрофы, логично задаться вопросом: а мы вообще этим данным можем доверять? Или всё это тоже откровенное враньё?
При этом реальность такова, что только с начала 2025 года в России даже по официальной статистике фиксируется беспрецедентно обширная лесопожарная активность. По данным Авиалесоохраны (подчиняется Минприроды), к полуночи 12 мая 2025 г. в 7 регионах РФ действовало 95 крупных лесных пожаров на площади около 521,172 га (полмиллиона гектаров).

То есть речь именно о горящих лесах прямо здесь и сейчас, то, что в огне в данный момент! Без учёта уже сгоревших лесов.
И меня во всей этой беде волнует больше всего тот факт, что, как никто не учитывал количество сгоревших в огне животных и потерянного молодого потомства, так и не учитывает сейчас. Наши чиновники даже не пытаются перестроить систему лесного дела в стране таким образом, чтобы учитывать реальные потери животного мира и минимизировать их!
Таким образом, в настоящее время сложно оценить полный ущерб природе, хотя появляются многочисленные данные о потере дикой фауны. Так, в Приамурье, на территории Муравьёвского парка 9–10 мая разразился сильный пожар, уничтоживший большую часть водно-болотных угодий и рощ. Учёные сообщают, что сгорели дотла гнёзда краснокнижных японских журавлей вместе с потомством! Узнали об этом только потому, что биологи отслеживали там кладки яиц, которые теперь утеряны. Причём уцелели лишь гнёзда даурских журавлей (расположенные повыше), однако, пока их родители спасались, вороны разорили некоторые кладки. Кроме того, сгорели несколько гнёзд дальневосточного аиста, в которых также находились яйца.
Как думаете, эти данные попадут в официальные статистики? Очень сомневаюсь в этом. Просто забудут и вычеркнут!
Специалисты отмечают также, что «в огне погибло много птиц и мелких млекопитающих… Выгорели места обитания амурского лесного кота и других краснокнижных животных».
Ранее учёные говорили, что «в результате пожаров ближайшие два года численность популяций многих видов животных и птиц будет снижена, а некоторым лесам для полного восстановления могут понадобиться десятилетия».
Но вот пришли новые пожары, замыкая круговорот экоцида, утяжеляя и без того сложную обстановку вокруг дикой природы России.
Старший научный сотрудник лаборатории физической географии и биогеографии Института географии СО РАН Владимир Преловский говорил ещё в 2019 году после масштабных пожаров:
«Для получения более точной оценки ущерба требуется проведение полевых обследований сразу после пожара. Вот тут кроется ещё одна загвоздка: количество зоологов в Сибири сокращается значительно быстрее, чем популяции самых редких видов животных, поэтому огромные территории остаются абсолютно не исследованными, и мы не знаем не то что количественных характеристик, но и конкретного видового состава их обитателей».
Интересны его комментарии и по поводу сокращения кормовой базы. Я буквально на днях как раз публиковал заметки о том, что медведи голодные, промысловики жалуются, что убивают медведей ради жира, а его, оказывается, в два раза меньше обычного! При этом Минприроды утверждает, что никаких проблем нет и медведи не голодают. А выходят к людям, потому что их развелось слишком много, и нужно больше отстреливать медведей.

Владимир Преловский говорил:
«Для многих зимоспящих отсутствие кормов может привести к недостаточному набору жирового запаса, необходимого для залегания в спячку, и их гибели. Например, бурундуку требуются большие запасы корма, чтобы, проснувшись среди зимы, как следует подкрепиться. Среди медведей увеличивается число шатунов, которые могут выходить к населённым пунктам, задирать скот и собак, а при встрече — и людей».
А вот комментарий декана биолого-почвенного факультета ИГУ Аркадия Матвеева по той же проблеме:
«В результате животные вынуждены выходить к местам проживания человека в поисках пищи и убежищ. Мышевидные грызуны проникают в жилище, хищные животные — медведи, лисицы — подходят к домам».
Вот, собственно, мы и видим, как в ответ на заход мышей сельскоугодья начинают наращивать масштабы распыления ядов на полях! Убивая вообще всё живое. А на выход крупных хищников чиновники требуют разрешить ещё больше убийств: допустим, только на сезон охоты 2025 года власти регионов подписали указы на выдачу квот по убийству свыше 42 тысяч медведей. Просто беспрецедентные масштабы!
Куда там: принимаемые решения чиновников из Минприроды иногда реально шокируют. Допустим они увеличили сроки охоты на медведей до конца календарного года (до 31 декабря), когда они уже спят в берлогах! А летом 2024 года активно пытались протащить убийства вообще всю зиму до самой весны.
Или скажем решения по тушению пожаров в древних леса, убежищах дикой природы. По официальной позиции Минприроды и Рослесхоза пожары в труднодоступных лесах, где нет угрозы для населённых пунктов или экономических объектов, не подлежат экстренному тушению. Региональным властям формально разрешается, цитирую: «не тушить очаги возгораний, если затраты на ликвидацию превышают возможный прогнозируемый ущерб, а пламя не угрожает людям».
Я лично считаю, что и здесь кроется подвох! Дело в том, что если древние леса заповедные обгорели, там можно проводить «санитарные рубки», а это открывает возможность заработка огромных денег. Загоняют технику, рубят горелый лес, где многие деревья лишь немного задело огнем! И продают за хорошие деньги. К тому же и на мероприятия по санитарным рубкам можно также списывать деньги из бюджета страны.
В центре любых интересов — только экономика, извлечение прибыли. О чем я постоянно и говорю.
А тем временем реально в огне сгорает животный мир, кормовая база сокращается, звери идут к людям в поисках еды!
К слову, такая ситуация не только у нас — такое же откровенное безумие творится по всему миру. Допустим, в апреле 2025 года власти Австралии приказали расстрелять порядка 800 коал с вертолётов из-за того, что им нечего есть после пожаров! Экологи и общество шокированы, говорят: «Вы как определили, что они голодные? Из прицела винтовки с вертолёта?»
Вот и у нас творится полный бардак.
Кто знает, сколько животных погибло в пожарах? Где посмотреть объективную статистику?
Ах да, о какой это статистике я говорю, когда у нас данные по лесам не обновляли более 10 лет. Никто понятия ничего не имеет о состоянии дикой природы.
У нас одно правило: «Захватывай заповедники, туши огонь только возле населённых пунктов, а увидишь голодного зверя, ищущего помощи — расстреливай без раздумий».
Тем временем прямо сейчас горит больше полумиллиона гектаров Русской Тайги одномоментно, а погибшие в огне гнезда краснокнижных птиц заметили только потому, что за ними наблюдали несколько биологов.
Я еще раз процитирую под конец материала специалиста РАН Владимира Преловского «Вот тут кроется ещё одна загвоздка: количество зоологов в Сибири сокращается значительно быстрее, чем популяции самых редких видов животных».
© ПАВЕЛ ПАШКОВ
Поддержите борьбу!
Без вашей поддержки продолжать деятельность практически невозможно! Самое сложное в наше время - оставаться независимым от власти и бизнеса! Все проекты ведутся собственными силами. Встаньте рядом и поддержите нашу Миссию по защите дикой природы.
Хочу поддержать!Концепция ТПЭС
В мире идет шестое массовое вымирание видов, люди истребили до 73% животных, при этом проблемы никак не решаются. Мы предлагаем решение — Концепция Территорий полного экологического спокойствия. Изучите Концепцию и становитесь частью нашей борьбы!
Изучить Концепцию