Тигры нападают на собак, есть погибшие уже среди людей и среди самих тигров. И вполне разумный вопрос — почему мы, люди, в эпоху современных цифровых технологий не имеем возможности вовремя предотвратить конфликты с дикими животными! Вместо этого мы только и слышим от чиновников о планах увеличивать масштабы убийств.
С тиграми всё оказалось сложнее — они ведь в Красной книге. На всю страну не больше 750 особей! Больше тигров у нас нет. Но и тут «креативное» Минприроды вместо разработки методов предотвращения конфликтов предлагает просто ввести закон, легализующий убийства редких животных.
Итак!
Мы с вами, соратники, провели огромную общественную работу по недопущению убийства тигров! Вместо этого мы предлагаем реальные варианты:
А) Восстановление среды обитания диких животных (включая запрет на спортивную охоту и вырубку лесов в ключевых ареалах обитания тигров).
Б) Создание Единой цифровой платформы по мониторингу и отслеживанию диких животных, чтобы вовремя определять их и предотвращать конфликты. На основе нейросетевых алгоритмов такая платформа может работать круглосуточно, с глубочайшим анализом, обеспечивая непрерывный мониторинг и прогнозирование дальнейших путей миграции животных.
Сейчас наше предложение уже дошло до федеральных ведомств, мне точно известно, что также осведомлены ключевые лица в правительстве, ответственные за принятие решений.
Но так как убийства животных — приоритетная задача, поддерживаемая не только чиновничьим аппаратом, но и рядовыми гражданами, наша с вами работа вызвала шквал недовольства и агрессии! Включая критику о том, что таких технологий (для мониторинга животных) не существует, а если и существуют — то всё гораздо сложнее, чем кажется.
Поэтому думаю, тут нужно разъяснить публично.
Я не профильный специалист в области технологий, но как человек, изучающий экологические проблемы и больше десяти лет защищающий природу, могу с уверенностью сказать, что технологии такие не только давно существуют, но и успешно используются в мире!
Более того, современные тенденции показывают, что если ставится какая-то задача перед специалистами с хорошей оплатой — появляются даже самые замысловатые технологии! И их уже огромное множество. За защиту природы никто не платит, эта сфера практически не финансируется, поэтому и разработкой в этой среде занимаются мало.
Поэтому именно государством должна собираться междисциплинарная комиссия, перед которой и должна ставиться конкретная задача: «Создать, разработать такую систему! Вот такой бюджет, и вот такие сроки!».
Давайте я представлю своё видение.
Для начала: какие конкретно технологии уже активно используются в защите диких животных?
Организация Save the Elephants устанавливает GPS-ошейники на слонов в национальном парке Самбуру (Samburu National Reserve), чтобы исследовать миграционные пути и реагировать на браконьерство. На основе данных со спутников учёные определяют пути, по которым слоны перемещаются, и оперативно получают сигнал, если животное начинает двигаться нетипично (это может свидетельствовать о травме или угрозе).
Специалисты из Snow Leopard Trust используют GPS-ошейники и спутниковый мониторинг для исследования снежных барсов в отдалённых горных районах Монголии и других странах Центральной Азии. Это позволяет осуществлять наблюдение за территорией обитания барсов, определять основные места риска (например, зоны конфликтов с пастбищами и людскими поселениями) и оценивать численность в труднодоступных регионах.
Национальное управление океанических и атмосферных исследований (NOAA) в США применяет спутниковые трекеры, крепящиеся на панцирь морских черепах (зелёные, биссы, головастые и др.). Это даёт возможность отследить маршруты миграции, выяснить места гнездования и определить угрозы (суда, рыболовные сети, загрязнение).
В районах Индийского и Тихого океанов (например, около Мексики, Мальдив и Сейшел) крупные морские организации и фонды (WWF, MWSRP и др.) используют спутниковые метки для китовых акул. Таким образом специалисты могут понять, куда двигаются самые крупные рыбы планеты, выявить районы, где им угрожает перелов или столкновения с судами, а также разработать меры по их охране.
Биологи в США устанавливают GPS-ошейники на волков и используют данные спутников для исследования поведения стаи, динамики популяции и территории обитания. В том числе это используется для предотвращения конфликтов с местными фермерами! Технологии уже показали свою эффективность.
Учёные из British Antarctic Survey используют спутниковые снимки колоний пингвинов (в частности, императорских пингвинов) и в некоторых случаях RFID-метки/передатчики, закреплённые на перьях.
Международная спутниковая система Argos (при участии CNES — Французского космического агентства, NOAA и EUMETSAT) использует небольшие передатчики, закреплённые на птицах (а также морских млекопитающих), чтобы собирать координаты. Эти технологии уже дают понимание глобальных путей миграции, выявляют «узкие места» — районы, где птицам угрожает утрата мест обитания, загрязнение или браконьерство.
В некоторых заповедниках Южно-Африканской Республики белых носорогов снабжают GPS-трекерами, иногда встраивают чипы в рог и используют спутниковую связь. Это даёт возможность бороться с браконьерством и быстро обнаруживать пропавших или травмированных носорогов, оперативно координировать рейнджеров.
OCEARCH занимается установкой спутниковых меток на белых акул у побережья Северной Америки (особенно в районе Кейп-Код, США) и в других областях Мирового океана.
В США и Канаде природоохранные службы (например, Национальная парковая служба — NPS) и организации типа WWF используют GPS-трекеры и геолокационные метки для отслеживания бизонов и зубров в заповедниках и национальных парках.
Сроки службы.
Все эти технологии только разрабатываются, тестируются, но уже показывают эффективность! Но при этом федеральных Единых платформ на основе объединённых данных пока не существует. И Россия вполне могла бы возглавить такой опыт, передавая его дальше всему миру. Продемонстрировать всем, как мы заботимся о нашей природе.
Сейчас нет проблем с созданием цифровой платформы или подключением нейросетевых алгоритмов. Самая главная проблема — разработка и интеграция максимально эффективных автономных трекеров для диких животных! И не обязательно «отмечать» всех, достаточно сделать это с конфликтными особями, как вариант.
Для крупных животных подходят крупные трекеры, которые могут обеспечивать связь в среднем 3–5 лет. Допустим, для мониторинга слонов в Кении используют трекеры из Германии «Vectronic Aerospace GPS Collars» и даже собственные кенийские «Savannah Tracking Collars». Одна установка — раз в три года!
Для мониторинга снежных барсов используются трекеры «Savannah Tracking Collars» (с дополнением спутникового сигнала) или «Lotek Iridium Collars» от британско-канадского производителя. Такие батареи нужно менять чаще, так как в условиях низких температур обслуживание более трудоёмкое. Но и барсов при этом в мире всего несколько тысяч особей!
При этом существуют GPS-ошейники для крупных животных, которые способны работать без обслуживания до 10 лет. Это в основном решения для слонов, носорогов или, допустим, буйволов. В реальности же, на практике, средняя автономность составляет 3–5 лет или до 7–8 лет, если есть финансирование (такие трекеры дорого стоят).
Время мониторинга.
Ещё одна проблема — это время обновления координат. Обычно трекеры передают информацию несколько раз в час! При подключении этих данных к цифровой платформе на основе нейросетевых алгоритмов ИИ способен отслеживать и прогнозировать дальнейший путь миграции диких животных. То есть тигр передаёт сигнал, подходя к населенному пункту, платформа фиксирует направление, движение, и если есть вероятность выхода к людям — координаты передаются службе охраны природы, которая выезжает на место для мирного сопровождения зверя. Чтобы предотвратить любой возможный конфликт.
Что можно было бы разработать?
Трекеры на основе спутниковой связи: модуль получает координаты и передаёт их в Единую платформу. Это обеспечивает практически глобальное покрытие, в том числе полярные регионы. Чтобы снизить стоимость и обеспечить высокую автономность, трекер может передавать сигнал всего один раз в сутки! Этого будет достаточно для анализа.
Кроме того, дополнительно оснастить трекер связью GSM — это классическая мобильная связь, причём для передачи сигнала хватит даже самой низкой 2G. Такая связь должна быть выключена постоянно! Сделать так, чтобы (с использованием ИИ, умной системы) связь включалась только при приближении зверя к населенным пунктам.
За счёт государства, поверьте, в мерах государства это вообще не деньги, все отдалённые деревни, где есть возможность конфликтов с дикими животными, можно оснастить вышками мобильной связи. Местные жители будут только рады! Давно пора дать людям нормальный стабильный интернет и звонки, в том числе для экстренных ситуаций.
Таким образом, мобильная связь на трекерах отключается, как только животное ушло далеко от населённого пункта! Дальше раз в сутки передаётся сигнал по GPS. Если тигр, допустим, снова вернётся к деревне — непрерывная связь будет передаваться каждые 5–10 минут через мобильное подключение.
Кроме того, сейчас есть и другие разработки! Допустим, уже созданы сети из датчиков с радиомодулями (Bluetooth, Zigbee, LoRa и т.д.), которые образуют «сетку» и передают данные друг другу между животными, пока сигнал не достигнет стационарной базовой станции. При грамотной организации инфраструктуры данные можно собирать автономно на огромной территории.
Ну и последнее! Есть локальные приёмники (VHF/UHF) — очень маленькие, их можно использовать как резервные датчики. Они, кстати, очень дешёвые! Суть в том, что сотрудники природоохранных ведомств могут регулярно мониторить территории с помощью дронов, которые, пролетая над лесом, фиксируют сигналы (VHF/UHF) и передают данные в Единую цифровую платформу.

Добавьте ко всем этим технологиям спутниковое зондирование, беспилотники, фото- и видеоловушки — и у вас будет сбалансированная современная система контроля за обитателями дикой природы с практически гарантированным предотвращением любых конфликтов.
Результаты.
В итоге мы видим мощную современную инфраструктуру, которая открывает принципиально новый взгляд на взаимодействие с дикой природой. Единая цифровая платформа под руководством федерального правительства объединяет данные о хищниках, которые обрабатываются алгоритмами ИИ, а оперативные службы получают нужную информацию для быстрой и точечной реакции.
Крики о том, что «это невозможно», — одно из оправданий тех, кто поддерживает истребление животных. За последние 50 лет люди истребили свыше 70% всех животных на планете, а прямо сейчас остальные также находятся на грани вымирания.
А мы слышим только «убивать, убивать, убивать».
Давайте добиваться современных решений! Продолжаем нашу работу — если вы ещё не приняли участие в общественной инициативе, самое время это сделать. Каждый голос важен!
Это наша с вами общая Миссия — борьба за Жизнь.
© ПАВЕЛ ПАШКОВ
Поддержите борьбу!
Без вашей поддержки продолжать деятельность практически невозможно! Самое сложное в наше время - оставаться независимым от власти и бизнеса! Все проекты ведутся собственными силами. Встаньте рядом и поддержите нашу Миссию по защите дикой природы.
Хочу поддержать!Концепция ТПЭС
В мире идет шестое массовое вымирание видов, люди истребили до 73% животных, при этом проблемы никак не решаются. Мы предлагаем решение — Концепция Территорий полного экологического спокойствия. Изучите Концепцию и становитесь частью нашей борьбы!
Изучить Концепцию