Убить ради денег: чиновники продают дикие озера Республики Алтай

Ко мне обратились двое моих читателей. Обратили моё внимание на одну и ту же тему, но с разных сторон. Вопрос оказался интересным. А размышления по поводу – и того интересней! Так что послушайте: хочу поделиться своими размышлениями сразу со всеми. 

Пишут мне читатели вот о чем: озёра в Русской Тайге распродаются с молотка под рыбоводство. Только один человек пишет с вопросом, а нельзя ли это как-то остановить. А второй предлагает идею: выкупить, но не под промышленное разведение рыбы, а под частный заповедник – цены-то смехотворные! 

Давайте разберемся вместе с вопросом по существу!

Сама новость следующая.

Верхнеобское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству объявило аукцион на право заключения договора пользования рыбоводным участком в Новосибирской области.

Аукцион включает 34 лота с участками на следующих озерах: Киргинцево, Стеклянное, Безымянное, Гаврилово, Евсеево, Карбалык, Карган, Большие Космачи и Малые Космачи, Майорское, Пигуль Чистое, Сарыбалык и другие.

Так же на аукцион выставили 14 озер в Республике Алтай. Это озера Караколь-Нур, Киндыктыкуль, Уулугем, Кара-Куль, Каракель, Джангысколь, Уймень, Второй Учкель, Правый Кубадринский, Местный, Диагональ, а также Первый, Второй и Третий прозрачные. Они находятся в Кош-Агачском, Улаганском, Усть-Канском, Чойском и Онгудайском районах.

Публикую официальный документ «Аукционная документация» с подробной информацией о том, какие озера выставлены на торги: Скачать документацию

 

Срок договора на пользование рыбоводным участком в каждом случае составляет 25 лет. Начальные цены разнятся в зависимости от площади озера – от 1,6 тысяч рублей до 344 тысяч рублей. Но в большинстве случаев первоначальный ценник не превышает 10 тысяч рублей. Надо понимать, что это аренда, а не продажа в собственность. Такие суммы нужно будет платить за год. Но и с пониманием этого – да, стоит недорого! 

Согласно документации торгов, будущих пользователей ограничат в объемах изымаемой ими на продажу аквакультуры, которую они сами же и будут обязаны разводить. Кроме того, арендатор не должен ухудшать среду обитания водных биологических ресурсов, обязан охранять окружающую среду, вести учет аквакультуры и иную отчетность. То есть всё – под неусыпным контролем государственных чиновников и с горами отчётности. 

Местная пресса Республики Алтай высказывает возмущение по поводу этих торгов. Газета «Ажуда» из Онгудайского района в своем Telegram-канале пишет, будто местные не знали об аукционе, и поэтому фактически оказались лишены возможности войти в число участников аукциона: «Заявки на участие в аукционе принимаются до 26 мая. Понятно, что к этому сроку никто из местных не сможет подготовить необходимый пакет документов».

В общем, новость уже вызвала широкий общественный резонанс, как минимум в соцсетях.

Давайте посмотрим одно конкретное озеро в Республике Алтай в качестве примера.

Цитирую проект Договора:

«I. Предмет Договора

1.1. В соответствии с настоящим Договором Управление предоставляет, а Пользователь принимает во временное пользование для осуществления вида товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) следующий рыбоводный участок (далее именуется – рыбоводный участок): 

1.1.1. Наименование рыбоводного участка: Озеро Каракель, «Каракель»

1.1.2. Местоположение рыбоводного участка: Улаганский  район Республика Алтай.

1.1.3. Площадь рыбоводного участка: 30,0 га.

1.1.4 Вид водопользования – совместное.

1.1.5 Вид товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) – пастбищная аквакультура.

1.2. В границах рыбоводного участка аквакультура может осуществляться как в отношении одного, так и нескольких видов объектов аквакультуры.

(…)

Минимальный ежегодный объем объектов аквакультуры, выращиваемых при осуществлении пастбищной аквакультуры, подлежащих изъятию из водного объекта в границах рыбоводного участка (минимальный ежегодный объем изъятия объектов пастбищной аквакультуры): 0,45 тонн/год.

(…)

5.4. Настоящий Договор подлежит досрочному расторжению в соответствии с гражданским законодательством в одностороннем порядке по требованию собственника рыбоводного участка в следующих случаях:

– неосуществления рыбоводным хозяйством в течение двух лет подряд деятельности, предусмотренной настоящим Договором, с момента установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти факта неосуществления указанной деятельности».

Остается добавить для полноты картины начальную цену аукциона:

24 000,00 ₽.

Стоимость аренды в год.

ИТАК, ОБОБЩАЮ ВСЕ СВЕДЕНИЯ КРАТКО:

  1. По договору арендатор ОБЯЗАН осуществлять промышленную аквакультуру.
  2. Деятельность – сельскохозяйственное производство (товарная аквакультура). Жесткий контроль государственных чиновников и отчеты. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ объем вылова рыбы за год.
  3. Если аквакультура не будет вестись – озеро у арендатора просто изымут. 

НИКАКОГО «ЧАСТНОГО ЗАПОВЕДНИКА» НЕ ПОЛУЧИТСЯ – У АРЕНДАТОРА ЧЕРЕЗ ДВА ГОДА ПРОСТО ОТБЕРУТ ОЗЕРО!

ЕЩЁ НЕКОТОРЫЕ СВЕДЕНИЯ, ЧТОБЫ ОХАРАКТЕРИЗОВАТЬ СИТУАЦИЮ ПОЛНОСТЬЮ.

Аукцион на право пользования озерами в Республике Алтай в 2023-м году включает 14 лотов с общей площадью более 880 гектар.

Ничего нового в этом нет – огромное количество озёр УЖЕ ДАВНО используется в промышленном сельском хозяйстве (товарной аквакультуре). 

Приведу как пример заметку из Республиканского СМИ от 19 декабря 2013 года:

«ЕЩЕ ЧЕТЫРЕ ОЗЕРА СДАНЫ В АРЕНДУ ДЛЯ ТОВАРНОГО РЫБОВОДСТВА.

Министерство сельского хозяйства Республики Алтай подвело итоги конкурса на предоставление четырех рыбопромысловых участков в Усть-Коксинском, Улаганском и Турочакском районах для осуществления товарного рыбоводства. Всего на конкурс выставлялось 23 участка, на 16 из них было подано по одной заявке и они были распределены ранее без сопоставления заявок.

На участок «Красный» (озеро без названия в Усть-Коксинском районе площадью 17 га) претендовали фирмы «Сапсан-1» и «Кайтанак». Победителем признана компания «Кайтанкак» (планируемый объем разведения водных биологических ресурсов на весь период действия договора — 262,48 тонн; размер платы за предоставление рыбопромыслового участка, перечисляемой в бюджет Республики Алтай — 10 тысяч рублей).

В конкурсе на озеро Узункель в Улаганском районе площадью 113 га участвовали ООО «Рыбхоз» (Новосибирская область), предприниматели Александр Кардаманов и Виктор Уханов. Победителем конкурса стал Александр Кардаманов (разведение 667,2 тонн рыбы и 80 тыс. рублей в бюджет).

Озеро Талдукель в Улаганском районе (площадь — 174 га) хотели заполучить новосибирский «Рыбхоз», «Майминский пивоваренный завод» и горно-алтайская «Главрыба». Участок получил «Майминский пивоваренный завод» (директор – Виктор Кардаманов, разведение 841 тонны биоресурсов, размер платы в бюджет – 75 тыс. рублей).

Озеро без названия в Турочакском районе площадью 2 га, на которое претендовали «Турочакское ДРСУ» и майминский предприниматель Наталья Бессонова, достался ДРСУ, которое планирует разведение на участке 232 тонн рыбы и обещает перечислить в бюджет 100 тысяч рублей.

С победителями конкурса будут заключены сроком на 20 лет договоры, дающие право «на добычу водных биологических ресурсов, выращенных при осуществлении товарного рыбоводства, а также изымаемых для разведения в целях товарного рыбоводства» на соответствующих участках». 

Вот такая ситуация, к сожалению…

Мы с соратниками давно пришли к пониманию необходимости защиты больших макро-регионов. Один из важнейших таких регионов Евразии и планеты Земля в целом – Большой Алтай.

Алтай – это то место, которое снабжает водой огромные территории и регулирует климат континента. Я не говорю о «духовном центре» – я говорю о прямой ФИЗИЧЕСКОЙ функции в Биосфере Земли!

Вообще никакой «метафизики» – в прямом ФИЗИЧЕСКОМ смысле! 

А мы просто физически не вытягиваем проекты такого уровня: не хватает средств. Исследования, обоснования проекта защиты макро-региона, привлечение внимания людей к проблеме, съемки фильма, издание книг – всё это безумно дорого. Не получается со всей помощью всех соратников, к сожалению.

И пока общество беспомощно, имеющиеся экологические организации закрываются одна за другой, и общественные экологические инициативы подвергаются всё усиливающемуся давлению, даже такие недавно отдалённые регионы, как Республика Алтай, ускоряющимися темпами осваиваются промышленностью и коммерсантами. 

Вливаются миллиарды в туркластеры. В том числе и на Алтае.

Промышленными методами сельского хозяйства охватываются далёкие горные озёра. 

Это всё – факторы деградации и уничтожения древних экосистем, Древних Лесов и целых огромных регионов. Все эти факторы умножают друг друга, и их совокупный эффект умножается кратно. 

Государственные чиновники обслуживают интересы коммерсантов. Ни о чём, кроме денег и «товарной продукции» они не желают и слышать. Даже среди населения или в СМИ все споры идут о том, кто получит в аренду под «промку» участок или озеро: свои местные коммерсы, или Новосибирские с Московскими. 

Экосистема природная как целостная Живая Система просто вообще не рассматривается!

Проиллюстрирую на примере товарной аквакультуры, что именно проделывается:

  • Сознательно завозятся чужеродные виды рыб, которые становятся инвазивными;
  • Вместе с ними заносятся чужеродные инфекции;
  • Увеличивается количество транспорта и людей, обслуживающих аквакультурное промышленное хозяйство;
  • Нарушаются природные циклы и озера, и прилегающих территорий;
  • Даже дым от дополнительных печей, костров и автомобилей создаёт «эффект бабочки» – оседая на ледниках Алтайских гор ускоряет скорость их таяния в сотни раз (на этот счет есть четкие документальные исследования ученых).

Вот так…

А понимают последствия для природных экосистем единицы… 

На 25 лет – тонны рыбы и деньги. Для коммерсанта и власти. Для населения «навар» сомнителен – рыбу даром раздавать никто не будет. 

Через 25 лет – «хоть трава не расти»?! Так и не будет расти! По прогнозам ученых-гляциологов (специалистов по ледникам) таяние ледников ускоряется бешеными темпами. Не будет и ледниковых озёр Алтая, если они лишатся питания и коэффициент испарения, при этом, вырастет. Начнут пересыхать такие крупные реки, как Обь, например. Что уменьшит водоносные горизонты в нижнем течении. Что, в свою очередь, приведет к засухам и пожарам.

Замкнутый круг самоуничтожения!

Сердце Евразии, Большой Алтай – оно, конечно, большое. 

Есть запас прочности. Есть пределы устойчивости экосистем, когда они еще могут самовосстанавливаться.

Только если воткнуть в это Сердце Евразии десять тысяч маленьких ножиков – и это Большое Сердце истечет кровью! 

Одно озеро или одна турбаза не опасны. Но когда их становятся тысячи, потом десятки тысяч – десятки тысяч маленьких ножиков в руках маленьких людишек, каждый из которых не делает ничего плохого, просто хочет немного подзаработать – вот это уже убивает экосистему.

И Большое Сердце перестает биться, убитое тысячами маленьких ножиков в руках тысяч людишек, каждый из которых не хотел ничего плохого… 

…и над пересыхающими склонами некогда туманных гор хохочет трехголовое чудовище Левиафана Государства и злобно рычит: «Где мои налоги, смерды?! Вы что там, тоже все передохли?!!» 

© ПАВЕЛ ПАШКОВ

 

ПОДДЕРЖИТЕ ПРОЕКТЫ

Без вашей поддержки защищать природу практически невозможно. Вся деятельность ведется собственными силами! Мы должны оставаться независимыми от власти и бизнеса.

 
Встаньте рядом! Поддержите борьбу за дикую природу донатом.

ХОЧУ ПОДДЕРЖАТЬ!

ЛИЧНЫЙ КРУГ

Станьте частью закрытого круга соратников на Boosty. Так вы помогаете нам бороться за дикую природу!

УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ

Павел Пашков

Срочные изменения в защите дикой природы, мы готовим к запуску научную платформу. Узнайте подробнее здесь…