Сколько животных гибнет при лесных пожарах в нашей стране?

В 2019 году специалисты «Greenpeace» публиковали свои оценки того, сколько животных могло пострадать при пожарах в Русской Тайге. Их отчаянно критиковали. Если не сказать большего. И «данные недостоверные», и «это не научно», и всё такое прочее. 

Я ссылаюсь на них потому, что это ЕДИНСТВЕННАЯ общедоступная оценка. Да, оценка приблизительная. Да, методика оценки примитивная – сами авторы об этом и написали, и методику оценки представили. Но! Никаких таких оценок официальных просто нет! Власти такими оценками просто не заморачивались! 

Дополнительно хочу предупредить читателя: если будете смотреть материалы разных СМИ, обратите внимание на то, что во многих СМИ данные оригинала почему-то переврали!

– В оригинале оценка ТОЛЬКО по пройденной огнем территории в Красноярском крае на 06.08.2019! Это данные НЕ ПО ВСЕЙ СИБИРИ! 

«Сколько животных могло жить на территориях, пройденных огнём в Красноярском крае?

Кабарга – 2756.

Соболь – 5763.

Рысь – 64.

Лось – 1595.

Медведь – 321.

Северный олень – 2781.

Расчеты сделаны на основании данных по численности животных из Указов Губернатора Красноярского края 31.07.2019 № 221-уг и от 31.07.2018 № 197-уг и спутниковых данных ИСДМ-Рослесхоз о площади, пройденной огнем в Красноярском крае на 06.08.2019. 

Методика подсчёта.

Для расчётов специалисты «Greenpeace» использовали данные из указов губернатора Красноярского края, где указано, на какой площади обычно обитают разные виды животных. Цифры затем суммировали по районам, в которых есть пожары: Абанскому, Богучанскому, Енисейскому, Кежемскому и Эвенкийскому. На получившееся число поделили суммарное количество животных в этих районах, указанное местными охотничьими хозяйствами. Таким образом выявили примерную плотность проживания животных на охваченных огнём территориях. Затем эксперты подсчитали примерную плотность на 1 тысяч га, а через неё — на площадь, уже пройденную пожаром». 

Михаил Крейндлин, руководитель программы по особо охраняемым природным территориям «Greenpeace»:

«Даже если не все животные погибли во время пожаров, им всё равно пришлось покинуть привычные территории, которые сейчас охвачены огнём».

Доцент кафедры охотоведения и биоэкологии Иркутского государственного аграрного университета Александр Кондратов:

«Часть животных — копытные и крупные хищники, как правило, успевают уйти от пожара. Гибнет потомство хищных птиц и, возможно, дуплогнёздники. Животные семейства куньих могут спрятаться, но тогда они погибают от дыма. Выжившие животные всё равно пострадают, потому что ущерб среде обитания огромный, на ближайшие несколько лет она полностью уничтожена. Речь идёт не только о выгоревшей территории, но и о буферной зоне, которая образуется после пожара. Это значит, что на прилегающей территории в 1,5-2 км плотность животных всё равно будет низкая».

 «Если сейчас в Иркутской области сгорело порядка 3 миллионов гектаров, то через год, с учётом рубок, мы будем иметь уже 6 миллионов гектаров непригодной для жизни территории».

ТЕПЕРЬ НЕМНОГО ВОЗРАЖЕНИЙ НА ДАННЫЕ «Greenpeace» 2019-го года.

Власти Иркутской области в 2019 году заявили, что случаев массовой гибели диких животных не зарегистрировано. Инспекторы из лесничеств не сообщали о падших животных.

«Миграция есть, это естественно. Она после наводнения началась в Тулунском районе, произошла в тех районах, где большие пожары, но это не говорит о том, что, все звери погибли, сгорели», – заявил тогда Степан Пересыпкин.

(В настоящее время заместитель руководителя службы по охране и использованию объектов животного мира Иркутской области – заместитель главного государственного охотничьего инспектора Иркутской области – Пересыпкин Степан Владимирович.)

Доктор биологических наук, декан биолого-почвенного факультета ИГУ Аркадий Матвеев в 2019 году заявил, что цифры о погибших в лесных пожарах животных завышены: «Потому что они берутся в пересчете на ту численность, которая была, и считается, что там все животные погибли».

Видимо, не понял, что написали экологи… или вообще не читал? По-моему, ясно же было написано: «Сколько животных МОГЛО ЖИТЬ на территориях, пройденных огнём в Красноярском крае»? 

Особенно старался дискредитировать данные экологов кандидат географических наук, старший научный сотрудник лаборатории физической географии и биогеографии Института географии СО РАН Владимир Преловский:

– «Леса горели и раньше, просто цифрами площадей, пройденных пожарами, или количества возгораний в сутки уже никого не зацепишь, вот и добрались до животных. Из зоны пожаров имеются тысячи фотографий и видеороликов, но хоть кто-нибудь запечатлел гибель животных»?

Ну, что же – отнесём это, например, на личную антипатию к экологам. Тем более что дальше учёный высказал чёткое и честное мнение и про полное отсутствие учёта животных, и про степень роста количества пожаров в Русской Тайге, в общем-то, за недавнее время: 

– «Для получения более точной оценки ущерба требуется проведение полевых обследований сразу после пожара. Вот тут кроется ещё одна загвоздка, количество зоологов в Сибири сокращается значительно быстрее, чем популяции самых редких видов животных, поэтому огромные территории остаются абсолютно не исследованными, и мы не знаем не то что количественных характеристик, но и конкретного видового состава их обитателей».

– «По данным исследований красноярских учёных Института леса СО РАН для южных районов Средней Сибири периодичность пожаров составляет в среднем от 2 до 34 лет, поэтому лесов без следов былых пожаров практически нет. Ими была проведена реконструкция частоты лесных пожаров за последние 400 лет, которая позволила выявить, что до 1800 года в центральных и южных районах пожары наблюдались 4-5 раз в столетие, а затем почти каждое десятилетие и чаще».

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ.

  • На гибнущих в пожарах животных Русской Тайги властям наплевать. 
  • Никакого учёта и оценок просто нет. 
  • У научных институтов нет штата специалистов для таких оценок. 
  • Мы можем сделать только примерные оценки. По косвенным признакам. Но! Когда такие оценки сделали экологи в 2019 году, их просто «заклевали» в ответ. И власти, которым, при этом, демонстративно наплевать на гибель животных. И научное сообщество, которое не способно сделать само никаких оценок вообще. 

Безразличие власти. Беспомощность учёных. И гибель живых существ без смысла и без счёта. 

Ну и да, немного печальных фактов: при масштабных лесных пожарах в Австралии 2019-2020 года специалисты там сообщили официально о гибели порядка МИЛЛИАРДА диких животных. При таких же масштабах лесных пожаров в России (сгорело столько же миллионов гектар лесов) власти нам ответили в официальном запросе от Минприроды, что ни одно дикое животное не пострадало.

Полагаю это все что нужно знать о том, можно ли вообще доверять официальным данным.

Как-то так… 

© ПАВЕЛ ПАШКОВ

ПОДДЕРЖИТЕ ПРОЕКТЫ

Без вашей поддержки защищать природу практически невозможно. Вся деятельность ведется собственными силами! Мы должны оставаться независимыми от власти и бизнеса.

 
Встаньте рядом! Поддержите борьбу за дикую природу донатом.

ХОЧУ ПОДДЕРЖАТЬ!

ЛИЧНЫЙ КРУГ

Станьте частью закрытого круга соратников на Boosty. Так вы помогаете нам бороться за дикую природу!

УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ

Павел Пашков

Срочные изменения в защите дикой природы, мы готовим к запуску научную платформу. Узнайте подробнее здесь…