Арктические рубежи Русской Тайги: заметка из экспедиции

Хочу вам сегодня в заметке немного рассказать о местных экосистемах. Арктическая линия деревьев — самая северная широта в Северном полушарии, где могут расти деревья. Дальше на север — слишком холодно! А чрезвычайно низкие температуры зимой убивают вообще всё, что не укрыто снегом. Кроме этого — вечная мерзлота в почве. Корни деревьев не могут проникнуть достаточно глубоко ни для получения питания из почвы, ни для закрепления и поддержания надземной части дерева.

Дальше лесотундра и тундра. 

А ещё дальше – только арктическая пустыня…

В приарктической лесной зоне выделяют два типа биомов: лесотундровую зону с разбросанными участками низкорослых деревьев. Более крупные деревья растут здесь исключительно вдоль рек и на защищенных участках. 

Второй тип биома — это «открытый бореальный лес» или «лишайниковый лес», состоящий из открытых рощ прямостоящих деревьев, покрытых ковром лишайников. Это фактически привычная нам Русская Тайга, только становящаяся, постепенно, чем северней, тем разреженней. 

Сильно отличается бореальный лес, уже смешивающийся с тундрой и образующий лесотундру. Другое название такого леса — криволесье. Тип бореального северного леса, для которого характерны невысокие (до 10 метров) искривлённые деревья. Местами они приобретают стелющиеся формы с поднимающимися вверх ветвями. Местами скручены, вывернуты, буквально, наизнанку! Такое арктическое криволесье представляет из себя картины совершенно сюрреалистические и неземные! 

Возникновение криволесья с самыми необычными формами связано с сильными ветрами, обильными снегопадами и другими неблагоприятными факторами. Деревья живут на физиологическом пределе, приобретая уродливый вид. Они зимуют под огромной массой снегов в согнутом состоянии. После же таяния снега ветви выпрямляются только частично. 

В поясе криволесья выживает очень малое количество растений, многие приспосабливались к жизни здесь тысячелетиями. Встречается можжевельник, карликовые деревья и кустарники.
Одна из самых характерных черт Русского севера — это огромные камни-валуны, которые остались здесь после схождения ледника (Ледниковый период).

От ужасающих ветров с Ледовитого океана деревья не только искривляются в подветренную сторону, но и развивают свои ветви только на этой стороне. Молодые побеги с наветренной стороны погибают от иссушающего действия ветра сразу же. В результате получаются кривые деревья с однобокой кроной.

В принципе, к разновидности криволесья относят и стланики. Формы деревьев и кустарников, стелющиеся по поверхности. Со стланиками ситуация такая, что все неприкрытые зимой снегом ветви просто отмерзают. Деревья получают низкую, кривую, как бы обрезанную на уровне снегового покрова форму. Это происходит с любыми деревьями, семена которых занесло волей случая в арктические пустоши, и они смогли там уцелеть. Но есть и множество деревьев, у которых стланиковая форма закрепилась генетически. 

Криволесье (вид с воздуха). Фото сделано в нашей экспедиции! На берегах многочисленных озер редколесье-криволесье, преобладают карликовые березы. Под землей камни и вечная мерзлота!
После зоны редколесья — начинается тундра, которая уходит вплоть до самого Северного-Ледовитого океана (куда мы и продвигаемся).

Криволесье и стланики и есть деревья-пограничники, растущие уже, по сути, в не пригодных для них условиях. Фронтир Русской Тайги в Арктику! 

Отдельными участками вклиниваются такие пограничные леса в ледяные тундровые степи Седого Севера, образуя лесотундру — переходную природную зону от зоны Русской Тайги в более привычной для нас форме. Лесотундровые (бореально-субарктические) ландшафты образуют переходную полосу с расплывчатыми границами. На междуречьях угнетённые редколесья чередуются с кустарниковыми или типичными тундрами. Такая полоса в сотню, а то и более километров шириной! И тянется через весь Русский Север! 

Фантастические ландшафты Седого Севера протягиваются полосой от 30 до 300 (!) даже километров шириной в некоторых местах. В нашей стране — от Кольского полуострова до бассейна Индигирки и далее.

Виды деревьев, образующих криволесье, различны. Там, где сейчас проходит наша экспедиция, (на севере Фенноскандии, в том числе на Кольском полуострове) это пушистая берёза. Её особая разновидность — берёза извилистая. А так же сосна обыкновенная и финская ель. Это доминирующие виды, которые смогли приспособиться к экстремальным ледяным условиям.

Северней лежит тундра. Тип биома, в котором росту деревьев препятствуют низкие температуры и короткие вегетационные периоды. 

Растительность тундры состоит из карликовых кустарников, осоки, трав, мхов и лишайников. В некоторых районах тундры растут редкие деревья очагами. Но это уже редчайшие исключения, связанные с локальными особенностями микроклимата. 

Почва тундры содержит большое количество неразложившейся из-за холода биомассы. А так же разложившейся биомассы, которая хранилась в виде метана и углекислого газа в вечной мерзлоте, что делало почву тундры поглотителем углерода.

До недавнего времени…

Те глобальные изменения климата, которые обычно называют сейчас «глобальным потеплением», нагревает экосистему тундры сильнее всех других климатических зон планеты. Происходит таяние почвы. Углеродный цикл вечной мерзлоты ускоряется в геометрической прогрессии. Большая часть накапливавшихся в почве тысячелетиями парниковых газов выбрасывается в атмосферу, создавая цикл обратной связи, который усиливает изменение климата.

Таяние вечной мерзлоты происходит вполне «в человеческом масштабе времени»!

Никак не «в масштабе геологических циклов планеты»! 

Мы не можем сейчас сказать: А, это нас не касается – это процессы, которые идут очень долго! Сейчас за десятилетия из вечной мерзлоты высвобождается всё, что там удерживал холод тысячелетиями! 

Сегодняшние научные представления такие, что около трети мирового углерода, связанного с почвой, находится в районах тайги и тундры. При таянии вечной мерзлоты выделяется углерод в виде диоксида углерода и метана. Так называемые «парниковые газы». Примерно до 1970-х годов XX века тундра была поглотителем углерода. Но сегодня она является самым крупным и быстро растущим источником углерода на планете.

© ПАВЕЛ ПАШКОВ

 

ПОДДЕРЖИТЕ ПРОЕКТЫ

Без вашей поддержки защищать природу практически невозможно. Вся деятельность ведется собственными силами! Мы должны оставаться независимыми от власти и бизнеса.

 
Встаньте рядом! Поддержите борьбу за дикую природу донатом.

ХОЧУ ПОДДЕРЖАТЬ!

ЛИЧНЫЙ КРУГ

Станьте частью закрытого круга соратников на Boosty. Так вы помогаете нам бороться за дикую природу!

УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ

Павел Пашков

Срочные изменения в защите дикой природы, мы готовим к запуску научную платформу. Узнайте подробнее здесь…