Я очень надеюсь, что законы о защите древних лесов будут приняты.
И приняты своевременно! То есть, как можно скорее. Вопрос в том, что такие законы необходимы действующими прямо сейчас!
У меня самого на понимание важности вопроса именно сохранения нетронутыми древних природных лесов ушло 10 лет. Десять лет путешествий по просторам Русской Тайги. Десять лет исследований и постоянно растущего любопытства к происходящей вокруг меня жизни тайги. Таинству Жизни, если сказать точнее!
Я постепенно погружался в тему защиты Русской Тайги, видя хищническое уничтожение, вырубки, пренебрежительно-потребительское отношение к лесу вообще. «А, само нарастёт! Это же просто деревяшки!»
И вот сейчас, с возросшим пониманием сложности природных экосистем, такое отношение вызывает у меня в первую очередь когнитивный диссонанс. Внутренний психологический конфликт, если по простому, который возникает у меня при сопоставлении этих противоречащих друг другу вещей: безумной сложности таёжных экосистем и их важности для людей, с одной стороны. И полного непонимания этого людьми. В том числе и людьми, принимающими решения за всё общество в целом.
Меня иногда просто «бомбит», если честно: Ну, как можно быть настолько некомпетентными, чтобы уничтожать саму основу собственного же существования?!
Позволяет сдерживаться только то, что у меня самого на понимание этого ушло долгих десять лет. И это был живой опыт непосредственного взаимодействия с тайгой! Поэтому в очередной раз гашу обуревающую меня бурю эмоций. Пью ароматный отвар из таёжных трав. И продолжаю свой труд. Пишу книги, статьи, методические пособия. Продолжаю свою экспедицию по Русской Тайге. Экспедицию, которая уже не заканчивается много лет и стала постоянным образом жизни.
Тема древних лесов, в жизнь которых человек ещё не вмешивался, стала для меня ключевой постепенно. По мере понимания. По мере углубления ПРАКТИЧЕСКОГО опыта взаимодействия с живыми, дышащими экологическими системами. И расширение знаний только подтверждало и подтверждает опыт практический.
Вопрос для меня сейчас формулируется предельно коротко и просто:
ЕСЛИ МЫ НЕ СПОСОБНЫ ПРЯМО СЕЙЧАС ЗАЩИТИТЬ ОТ ХИЩНИЧЕСКОГО ИСТРЕБЛЕНИЯ ВЕСЬ ЛЕС, ТО НАМ ВПОЛНЕ ПО СИЛАМ ЗАЩИТИТЬ КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРРИТОРИИ ДРЕВНЕГО ЛЕСА!
МЫ МОЖЕМ И ДОЛЖНЫ СОХРАНИТЬ НЕТРОНУТЫЕ ЛЕСА – НЕТРОНУТЫМИ!
В чём такое огромное значение первозданных лесов?
Почему я настойчиво говорю о том, что древние леса нужно сохранить любой ценой?
Природные экологические системы формировались тысячелетиями. Это системы, на порядки превосходящие по сложности всё, что создано людьми. Мы только сейчас подходим к пониманию их сложности. Благодаря накопившейся информации о наблюдениях и сверхмощным компьютерам, способным эту информацию обработать. Выводы такие, что участки древних лесов находятся в глубочайшей связи с самой планетой. За тысячелетия своего развития они достигли состояния устойчивости во взаимоотношениях с внешней средой. Древние леса регулируют климат на всей планете Земля. От них зависит наличие и водный режим великих рек. Благодаря участию древних лесов в атмосфере планеты протекают невидимые нам потоки воды от океанов вглубь континентов, которые потом проливаются дождями. И дают начало стоку рек.
Совершенно отдельный момент для понимания значения сохранения участков древнего леса, это объективные научные данные о катастрофах в прошлом нашей планеты. Каждый раз Биосфера планеты восстанавливалась вновь, благодаря отдельным участкам экосистем, сохранявшимся на некоторых территориях-убежищах (рефугиумах). Сейчас есть точная статистика о том, что началось массовое вымирание видов живых организмов на планете Земля. Точные чёткие цифры, с которыми не поспоришь! И есть такое предположение, что мы сами себе организовали планетарную катастрофу геологического масштаба. Самое время подумать о рефугиумах-убежищах древнего леса! Самое время сохранить «точки самовосстановления» биологической системы планеты!
А для нашей с вами страны сохранение пояса бореальных северных лесов становится просто-таки вопросом национальной безопасности!
Меня удивляет, почему никто на государственном уровне об этом не задумывается? Почему Русская Тайга не стала ещё приоритетом в стратегической государственной политике?
Вероятно, причина просто в инертности общества. Не сразу новые научные данные приводят к изменениям в жизни. Нужно какое-то время на их осмысление обществом. На внедрение в технологии и обыденную жизнь людей. И на формирование, соответственно, новых законов и новых приоритетов в государственной политике.
Наша страна всегда была «лесной державой», если так можно выразиться. Русская Тайга и имела огромное значение в экономике страны в прошлом, и имеет сейчас.
Можно выделить значение мехов в течении нескольких столетий. Когда сначала тайга Русского Севера, а потом Сибирская Тайга были источниками пушнины. И источниками богатства государства в том числе. «Мягкое золото» впрямую определяло тогда содержание даже международной политики!
Пушные зверьки истреблялись такими темпами, что при создании, например, Баргузинского соболиного заповедника в начале XX века популяцию соболя восстановили с огромным трудом. Трудно даже представить, но на момент создания заповедника насчитывалось всего 20-30 особей соболя!
Во времена Петра I оказалось, что для строительства деревянного флота не хватает высококачественного «корабельного» леса. И власти страны вынужденно взяли под охрану «корабельные рощи». Это ещё один пример стратегической важности Русской Тайги, когда её значение осознавалось и государственной властью.
Последнее столетие идёт нарастающая массовая вырубка тайги. Индустриализация происходила не только в СССР, но и по всему миру. Лесной сектор стал промышленной индустрией, требующей всё больше и больше сырья. Этот процесс продолжается и прямо сейчас на наших глазах. Целлюлозно-бумажная промышленность. Лесопромышленный комплекс. Древесина для нужд индустрии строительства. Всем им нужно больше и больше древесины с каждым днём. Все доступные участки тайги уже вырублены. А бореальная северная тайга растёт медленно. Деревья не успевают за темпами роста спроса на древесину. Вот и рвутся транснациональные корпорации в самые отдалённые участки Русской Тайги, где всё еще сохранились девственные древние леса. Рвутся в последние рефугиумы-убежища Русской Тайги.
А сейчас уже есть понимание того, что древесина сто́ит меньше, чем чистая вода или устойчивость климата, которые обеспечиваются древними лесами. Та индустриальная повестка, которая доминировала последнее столетие, уже морально устарела. Так же, как и добыча пушнины когда-то. А безмозглый железный монстр лесной промышленности продолжает вгрызаться в тайгу просто по инерции.
Поэтому – образование и популяризация актуальных знаний о сложных биологических системах!
Это то, что я лично могу сделать, и делаю! Это то, что может сделать любой из вас. Это то, что приближает изменения. Это то, что приближает будущее. Я имею в виду положительные сценарии развития будущего, конечно же! А не превращение Живого Древнего Леса в безжизненную пустыню. И это возможно, только если сохранение древних лесов станет приоритетом национальной безопасности нашей страны.
Прямо сейчас каждый из вас, соратники, может помочь нам защитить древние леса! Мы добиваемя полного запрата вырубки древних лесов в России.
- Подпишите петицию в защиту древних лесов
- Отправьте запрос в Правительство РФ и Минприроды о запрете вырубки тайги
- Поделитесь этим материалом в социальных сетях
© ПАВЕЛ ПАШКОВ
Этот материал важен? Вы можете поддержать мою общественную деятельность, стать соучастником проектов в защиту природы. Я не размещаю рекламу и не финансируюсь кем-либо, вся деятельность ведется исключительно самостоятельно, своими силами! Все материалы, экспедиции, рейды. Мы должны оставаться полностью независимыми от власти и бизнеса. Не оставайтесь в стороне, когда это действительно важно: ПОДДЕРЖАТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ