Звери, которых мы истребили: о последних снежных барсах России

По всем регионам России уже снег сошел, реки наполнились талыми водами, трава зеленеет, а деревья распускают листья. Но есть у нас и другие места, потрясающие, последняя обитель древних нетронутых лесов на Земле. Сугробы, снег и темнохвойные великаны. Здесь находят свое убежище по сути последние дикие животные, настоящие вольные звери, которых мы, люди, вытеснили с планеты Земля. 

Мы разрушили дом диких животных, уничтожили экосистемы, разбили звенья в единой цепи биогеоценоза Русской Тайги. Продвигаясь сейчас по нетронутым участкам бореальных лесов, на верховьях, мне удалось встретить следы настоящего снежного барса. Видели бы вы, соратники, мой восторг! Чувствовали бы вы ту дрожь по телу, которая охватила меня. Вернувшись в лагерь я первым делом решил подготовить материал об удивительном хранителе древней тайги, о снежном барсе, популяцию которых люди практически уничтожили полностью. 

Давайте подробнее. 

Еще один редчайший хищник нашей страны, кроме амурского тигра и леопарда — снежный барс. Часто эту высокогорную кошку называют «ирбис». Возможно, многим более знакомо именно это название. 

2022-й год в Республике Алтай объявлен «Годом снежного барса». Указ об этом Глава Республики подписал в декабре 2021-го года. 

Ещё в конце прошлого года Республика Алтай и Татарстан подписывали соглашение о совместной работе по сохранению этого редкого хищника. Планировалось создание на территории Горного Алтая Центра по сохранению, разведению и реабилитации редких видов млекопитающих. Центр, предположительно, в Майминском районе, планировали серьёзный: не только по содержанию и разведению, но и лабораторию по изучению генетики и биологии. И не только снежного барса, но и других диких кошек России.

Это часть целевой программы Минприроды России. Совещание в Москве осенью прошлого года проводили эксперты-биологи со всей страны. Предварительное. Тогда рассматривалась и Хакасия, как возможное место размещения такого центра. Вот только снежных барсов там меньше десятка. А половина всех барсов страны обитает на Алтае. 

Кроме места размещения, вторым по важности, был вопрос о способах получения родительского поголовья для будущего Центра разведения. Нужно сказать, что снежные барсы давно и успешно размножаются в неволе, в зоопарках.

Существует три варианта получения особей снежных барсов для их последующего разведения.

Первый подразумевает завоз животных из Монголии. Сложность в том, что нужно договариваться с правительством другого государства.

Второй — получение барсов из российских зоопарков. 

Третий — отлов животных в дикой природе на территории России. Однако, вариант этот самый опасный. На сегодняшний день численность снежного барса в стране крайне мала. По оценкам экспертов, возможно, до 90 особей. Предлагали отловить барсов на территории национального парка «Сайлюгемский». Как раз в Республике Алтай. Но такому предложению сразу воспротивились ученые, как совершенно недопустимому. 

Сама «Программа восстановления снежного барса в Российской Федерации» ведется в рамках реализации федерального проекта «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма» Минприроды России. 

Понятно, что это финансирование. Это деньги. И регионы заинтересованы в реализации программы именно на их территории. Но у Республики Алтай перспектив больше всех – именно здесь обитает примерно половина всех снежных барсов нашей страны. И программы реальной практической работы по сохранению барса уже отлажены и существуют больше десятка лет. Поэтому и весь 2022 год власти Республики Алтай решили посвятить снежному барсу и его защите.

«26 мая отмечается День снежного барса в Республике Алтай. В 2022 году этому празднику исполнится 12 лет. Год снежного барса мы посвятим сбережению этого вида. До 1 февраля будет разработан календарный план мероприятий», – это цитата Главы Республики.

С начала весны этого года уже проходят масштабные учеты снежного барса по всей стране. Не только в Республике Алтай, но и в Туве, и в Бурятии.

На Алтае учет снежного барса ведут сотрудники Дирекции особо охраняемых природных территорий Республики Алтай. Учет ведется на территории природных парков «Ак-Чолушпа», «Уч-Энмек», «Белуха» и Сайлюгемского национального парка.

Во время работ ученые ищут и фиксируют следы жизнедеятельности барса. Отпечатки лап, шерсть, поскребы на земле, задиры на деревьях. Собирают шерсть и экскременты для последующего анализа ДНК в лаборатории. Проверяют автоматические камеры.

Одновременно эксперты изучают и численность сибирского горного козла. Горные козлы – основная добыча барсов. От их количества напрямую зависит, сколько барсов может жить на конкретной территории. Проблемы с питанием у барсов есть. Последние годы количество выходов этих кошек к жилищу людей увеличивается. Власти республик Тыва и Алтай даже создают специальное резервное стадо, чтобы компенсировать пастухам овец, которых утащили снежные барсы. 

Вообще, снежный барс – хищник редчайший во всём мире. Не только в нашей стране.

Хищник высокогорный. Из-за труднодоступности мест обитания и низкой плотности вида до сих пор остаются малоисследованными даже многие аспекты биологии барсов.

Численность ирбисов катастрофически мала во всем мире:

  • В 2003 году она составляла от 4 до 7 тысяч особей;
  • В 2020 году от 2,7 до 3,4 тысяч.

Как видите, ирбисы быстро вымирают!

В XX веке снежный барс был внесён в Красную книгу МСОП и в Красную книгу России. 

Охота на снежного барса запрещена во всех странах, где он обитает. На него так же распространяется международный запрет на торговлю исчезающими видами животных и их частями. 

С 2013 года 12-ю странами, где обитает снежный барс, принята «Глобальная программа по сохранению снежного барса и его экосистем», предусматривающая специальные меры по его сохранению. Это не только борьба с браконьерством, но и создание особо охраняемых природных территорий именно для защиты этой высокогорной кошки. Субсидирование фермеров в случае потери домашнего скота от снежного барса. Программы изучения генетики вида. А так же и возможное разведение и интродукция обратно в природную среду. 

Вот что говорят о сохранении этой кошки ведущие эксперты по снежному барсу в нашей стране.

Александр Карнаухов, старший координатор проектов Представительства Всемирного фонда природы в Алтае-Саянском экорегионе:

«Ареал снежного барса не единый, он состоит из отдельных группировок, которые зачастую плохо связаны друг с другом. Изоляция ограниченного числа ирбисов может привести к близкородственному скрещиванию. В частности, группировка снежного барса в Саяно-Шушенском заповеднике генетически заметно отличается от группировок Алтая и Тывы из-за длительной изоляции и отсутствия потомства от особей с других территорий. Если бы можно было исключить человеческий фактор, их снежные барсы ходили бы шире и добирались до соседних группировок. Но в прилежащей части Республики Тыва находится множество животноводческих стоянок, и скрытный хищник, избегающий людей, туда не пойдёт. Его могут попросту застрелить.

К счастью, после ужесточения законодательства, снежных барсов убивают ради шкуры всё реже и реже. Сейчас за добычу, покупку и продажу шкуры ирбиса можно получить серьёзное наказание, охотники предпочитают не рисковать. Но это не спасает ирбиса от другой опасности — петельного лова кабарги. Зачастую случайной жертвой становится именно снежный барс».

Денис Маликов, директор ФГБУ «Национальный парк «Сайлюгемский»:

«Помимо петельного браконьерства, которое на данный момент представляет основную опасность для ирбиса, виду угрожает охота на козерога. Численность копытных заметно сокращается. Если на охраняемых территориях — в бассейне реки Аргут, где находится наш национальный парк, или в Шавлинском заказнике — козероги ещё есть, то в других местах снежному барсу остаётся немного добычи. Всё чаще встречаются маленькие стада всего на десять-двенадцать голов, без крупных самцов — их выбили в процессе охоты. Если горные козлы исчезнут, уйдёт и барс. Добывать аргали ему сложно — тот редко бывает в горах, в основном живёт на открытых пространствах, куда ирбисы не заходят. Это серьёзная проблема, пора задуматься о том, чтобы сократить лимит охоты на козерога в Республике Алтай, а то и вовсе приостановить её на время».

Вот такая ситуация со снежным барсом-ирбисом.

Никак не уникальная именно для этой великолепной кошки!

Все ученые, все эксперты, сходятся в одном – мы должны сохранять всю экосистему в целом, если мы хотим вообще что-то сохранить! 

Пока, по крайней мере, в нашей стране, что-то удается сделать. Уменьшение численности, судя по данным экспертов, удалось остановить. 

Будем надеяться, что реализация программы специализированного научного центра позволит сохранить эту редчайшую высокогорную кошку и для наших потомков! 

И не только её, но и все уникальные горные экосистемы! 

Наша экспедиция в защиту Русской Тайги продолжается. Сейчас мы поднимаемся к снежным вершинам, там где северная тайга редко видит жаркое лето. Древними корнями последние великаны сплетаются под землей, хранят опыт тысячелетий в своих генах, передавая его всем остальным лесам России. 

А где-то внизу, на деградированных умирающих землях, идет борьба людей между собой, за что? Борьба за Русскую Тайгу, за природу, за последние участки древней тайги, должна быть в сердце каждого человека! А люди грызутся друг с другом, втаптывая все живое вокруг себя в выжженную землю. Уничтожая наш хрупкий единственный мир. 

С каждым днем я чувствую, что дикий зверь мне роднее и ближе. Я и сам дичаю, изменилась кровь, изменилось восприятие. Я перестал чувствовать людей, стал меньше разговаривать, у меня появилась тревога, когда нахожусь вдали от тайги. Вдали от дома. 

Вы знаете меня, Павла Пашкова, как писателя и исследователя. Вы знаете меня как человека, который посвящает свою жизнь защите дикой природы. И я не хочу иной жизни! Пока вы, соратники, доверяете мне — я буду защищать Русскую Тайгу, животных, природу. Придет время и зов крови, зов предков, проснется в каждом из нас. Придет время, когда каждый человек снова почувствует родство с медведем, волком и лисой. С хвойными деревьями, с могучими горами и бурными реками. 

А пока давайте продолжать наше дело! Защитим дикую природу! Вместе! 

© ПАВЕЛ ПАШКОВ

 

ПОДДЕРЖИТЕ ПРОЕКТЫ

Без вашей поддержки защищать природу практически невозможно. Вся деятельность ведется собственными силами! Мы должны оставаться независимыми от власти и бизнеса.

 
Встаньте рядом! Поддержите борьбу за дикую природу донатом.

ХОЧУ ПОДДЕРЖАТЬ!

ЛИЧНЫЙ КРУГ

Станьте частью закрытого круга соратников на Boosty. Так вы помогаете нам бороться за дикую природу!

УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ

Павел Пашков

Срочные изменения в защите дикой природы, мы готовим к запуску научную платформу. Узнайте подробнее здесь…